Психические состояния матерей, воспитывающие детей с отклонением в развитии.

Материалы » Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии » Психические состояния матерей, воспитывающие детей с отклонением в развитии.

F. Ferber провел клиническое исследование психического состояния матерей, имеющих детей с отклонениями. Было выделено две основные группы.

Матери первой группы отличались подвижностью, активностью, истероидными особенностями поведения. Известие о болезни ребенка у них вызвало выраженные депрессивные реакции длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. Вину за случившееся они брали на себя. Иногда их посещали мысли о суициде. Наблюдалось нарушение сна, усиление депрессии. У женщин этой группы значительно усиливалась раздражительность, по незначительному поводу возникали вспышки гнева, а затем приступы раскаяния. Отмечались астенические явления: головные боли, тяжесть и сжимающие боли в груди, колебания артериального давления. При длительности психотравмирующей ситуации в семье, личностные особенности матерей претерпевали некоторые изменения. Женщины теряли интерес к окружающему и т. д. Они становились несколько спокойнее, но и безразличнее.

Для женщин второй группы были характерны меньшая активность, стремление к уединению, небольшой круг общения. Матери не представляли в полной мере всей тяжести состояния ребенка. Сообщение о сущности нарушения принимали достаточно спокойно, причем в болезни ребенка обвиняли исключительно медицинский персонал. Со временем матери осознавали истинное положение, в котором оказались, складывалась тенденция действий на настоящее, не строить планы на будущее. У многих из них наблюдались депрессивные состояния: ухудшалось настроение, появлялись приступы отчаяния. Таким образом, у матерей обеих групп в итоге обнаруживалась стойко выраженная депрессия, сопровождавшаяся чувством горя, сострадания ребенку, потребность самопожертвования ради него[4; с 46-47] Исследования Benesh F., Н. S. Taylor указывают на то, что отцы иногда сильнее, чем матери чувствуют свою ущербность перед обществом из-за дефекта у их ребенка. Так же наблюдаются повышенные депрессионные состояния, снижение самооценки, тенденции к неудовлетворенности и негативным ощущениям.[4; с 47]

Ткачева В.В. выделила три уровня качественных изменений, имеющих место в семьях данной категории: психологический, социальный, соматический.

На психологическом уровне у матери ребенка наблюдается стресс, имеющий пролонгированный характер, который в свою очередь оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада.

На социальном уровне семья становится малообщительной, избирательной в контактах. Происходит деформация во взаимоотношениях между родителями ребенка с отклонением в развитии, вследствие чего нередко наблюдаются разводы.

На соматическом уровне возникает патологическая цепочка: заболевание ребенка ведет к психогенному стрессу у матери, который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические заболевания матери [40; с 76-79]

Таким образом, большинство авторов, занимающихся проблемами семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, объединяли в своих работах несколько типов детей: интеллектуальными нарушениями, нарушением двигательной активности, сенсорными нарушениями. Естественно, что при различных нарушениях в развитии мы имеем дело с разной степенью проявления того или иного дефекта. Реакция родителей на глубокую умственную отсталость ребенка и на небольшое снижение слуха или дефектов в речи будет различной. Поэтому выводы по данным работам, несомненно, нуждаются в дополнительных комментариях. В связи с этим особенности семьи, воспитывающей проблемного ребенка, более подробно рассмотрим в соответствии с дефектом, который у него имеется.

Еще по теме:

Выводы
Невербальное поведение личности способно открыть наблюдателю множество особенностей её внутреннего мира, психологического и физиологического состояния. Многообразие явлений невербального поведения столь широко, что может быть описано как ...

Особенности восприятия дошкольником воспитателя, влияние воспитателя на развитие личности дошкольника
Восприятие ребенком воспитателя по Петровскому. 1. ребенок демонстрирует атрибутику воспитательской власти т. к воспитатель рассматривается как властелин , который доминирует. 2. Эффект смещения существенного и несущественного в образе ...

Взаимоотношения «родитель — ребенок» в ситуации распада семьи
В сфере детско-родительских отношений фаза перестройки характеризуется изменением системы семейного воспитания с учетом новых реалий жизни семьи — трудовой занятостью матери и снижением меры участия отца в процессе воспитания. Изменения в ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru