Основные причины ухода человека в секту

Материалы » Агрессивное разрушение личности тоталитарной сектой » Основные причины ухода человека в секту

В отличие от сект, традиции мировых религий достаточно консервативны. Они нацеливают человека на постоянную внутреннюю работу, способствуя единению членов общества, поддерживают семейные ценности, с уважением относятся к государственной власти. Предлагаемые ими ориентиры духовного развития не предполагают регламентации жизни каждого прихожанина. Общество, сохраняя межнациональный мир, должно с помощью всех социальных и культурных учреждений бдительно следить за тем, чтобы не появлялись привилегированные народы или группы, и, соответственно, не возникли бы утесняемые. Их появление приводит к росту напряженности и возникновению глубоких трещин в общественных отношениях, чреватых усилением национализма, фанатизма и разгулом анархии. Все это отбрасывает культурный прогресс человека назад[1].

Новые религиозные течения либо возникают, либо завоевывают новые пространства в периоды острых общественных кризисов, когда массами овладевает настроение отчаяния и безысходности[2]. Движение к секте облегчается отсутствием ясных и привлекательных духовных ценностей и ориентиров. Именно в этих обстоятельствах предлагаемая религиозная легенда сулит людям выход из создавшейся ситуации. Тем более что в трудных условиях традиционная духовная атмосфера может стать неблагоприятной (недостаточно современной, или, напротив, наукообразной) для тех идей о Боге, какими наполняют духовный мир людей мировые религии. С точки зрения лиц, ждущих быстрых эффектов любым способом, а такие как раз таки наиболее мобильны и могут вступать в секты, старые мировые религии представляются не оправдавшими себя – слишком медлительными, избыточно требовательными к духовным усилиям людей.

Уход в секту вообще типичен для тех исторических ситуаций, когда в обществе у большинства людей распадаются прежние представления о реальности, и они теряют понимание своей социальной позиции. Нарастающее недовольство, разочарование в надеждах на перемены к лучшему, прежде всего, усугубляется у молодежи, острее переживающей чувство социального дискомфорта, чем представители других возрастных групп. Это разочарование служит побуждающим фактором, толкающим ее либо к участию в массовых протестах, либо к поиску общности (секты), обещающей быстрый успех в достижении жизненного благополучия, положительной самооценки и душевного комфорта.

Демократия налагает на людей тяжелое бремя – повседневный выбор действий и ответственность за свои поступки. Человек может находиться в той или иной степени дезадаптации, сопровождаемой страхом, неумением найти выход. Все эти негативные состояния провоцируют автоматическое включение механизмов психологической защиты. В результате их вторжения наступает некоторая стабильность душевного равновесия за счет нарушения адекватного восприятия общественных явлений и деформации логики, что и подготавливает благоприятную почву для некритического, тенденциозного понимания заманчивых предложений секты. В этот момент вступление в тоталитарную секту, с ее изолированностью от нормальных форм общения, выступает как способ дистанцироваться от мира, оправдать для себя отказ от его требований.

Попасться в ловушку одной из сект тем легче, что с крушением тоталитарного режима в нашей стране широко распахнулись двери для иностранных веяний и миссионеры всех культов и сект набирают большое число последователей, особенно среди молодежи. Многие попадающие в секту полагают, что могут вступить в нее на “некоторое время”. Человек допускает, что на первых порах он плохо понимает цели и организацию секты, а когда узнает все получше, то убедится, что вместо однозначно отрицательной позиции для него станет приемлем более широкий подход к действительности. Он надеется позднее, и уже находясь внутри секты, найти для себя ответы на волнующие вопросы. Его ошибка состоит в расчете на то, что “никогда не поздно” решить, как и когда ему выйти из секты. Такие “экспериментаторы” не имеют представления насколько трудно, а иногда практически невозможно выйти из тоталитарной секты.

Еще по теме:

Психологические причины вовлечения подростков в субкультуру готов
К психологическим причинам вовлечения подростков в субкультуру готов относятся: 1.Одиночество. Оно является одной из основных психологических причин вовлечения подростков в субкультуру готов, так как не найдя поддержку и понимание среди ...

Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского
Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский предложил разделить периоды жизни на кризисы, на которые приходится период наиболее благоприятной реализации какой либо функции или способности. Выяснено, что ребенок при переходе от дошко ...

Психологические аспекты процесса общения. Общение как особый вид деятельности
В отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблем взаимоотношение дошкольников со сверстниками. Для нас представляет интерес подход к проблеме общения, у ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru