Основные причины ухода человека в секту

Материалы » Агрессивное разрушение личности тоталитарной сектой » Основные причины ухода человека в секту

В отличие от сект, традиции мировых религий достаточно консервативны. Они нацеливают человека на постоянную внутреннюю работу, способствуя единению членов общества, поддерживают семейные ценности, с уважением относятся к государственной власти. Предлагаемые ими ориентиры духовного развития не предполагают регламентации жизни каждого прихожанина. Общество, сохраняя межнациональный мир, должно с помощью всех социальных и культурных учреждений бдительно следить за тем, чтобы не появлялись привилегированные народы или группы, и, соответственно, не возникли бы утесняемые. Их появление приводит к росту напряженности и возникновению глубоких трещин в общественных отношениях, чреватых усилением национализма, фанатизма и разгулом анархии. Все это отбрасывает культурный прогресс человека назад[1].

Новые религиозные течения либо возникают, либо завоевывают новые пространства в периоды острых общественных кризисов, когда массами овладевает настроение отчаяния и безысходности[2]. Движение к секте облегчается отсутствием ясных и привлекательных духовных ценностей и ориентиров. Именно в этих обстоятельствах предлагаемая религиозная легенда сулит людям выход из создавшейся ситуации. Тем более что в трудных условиях традиционная духовная атмосфера может стать неблагоприятной (недостаточно современной, или, напротив, наукообразной) для тех идей о Боге, какими наполняют духовный мир людей мировые религии. С точки зрения лиц, ждущих быстрых эффектов любым способом, а такие как раз таки наиболее мобильны и могут вступать в секты, старые мировые религии представляются не оправдавшими себя – слишком медлительными, избыточно требовательными к духовным усилиям людей.

Уход в секту вообще типичен для тех исторических ситуаций, когда в обществе у большинства людей распадаются прежние представления о реальности, и они теряют понимание своей социальной позиции. Нарастающее недовольство, разочарование в надеждах на перемены к лучшему, прежде всего, усугубляется у молодежи, острее переживающей чувство социального дискомфорта, чем представители других возрастных групп. Это разочарование служит побуждающим фактором, толкающим ее либо к участию в массовых протестах, либо к поиску общности (секты), обещающей быстрый успех в достижении жизненного благополучия, положительной самооценки и душевного комфорта.

Демократия налагает на людей тяжелое бремя – повседневный выбор действий и ответственность за свои поступки. Человек может находиться в той или иной степени дезадаптации, сопровождаемой страхом, неумением найти выход. Все эти негативные состояния провоцируют автоматическое включение механизмов психологической защиты. В результате их вторжения наступает некоторая стабильность душевного равновесия за счет нарушения адекватного восприятия общественных явлений и деформации логики, что и подготавливает благоприятную почву для некритического, тенденциозного понимания заманчивых предложений секты. В этот момент вступление в тоталитарную секту, с ее изолированностью от нормальных форм общения, выступает как способ дистанцироваться от мира, оправдать для себя отказ от его требований.

Попасться в ловушку одной из сект тем легче, что с крушением тоталитарного режима в нашей стране широко распахнулись двери для иностранных веяний и миссионеры всех культов и сект набирают большое число последователей, особенно среди молодежи. Многие попадающие в секту полагают, что могут вступить в нее на “некоторое время”. Человек допускает, что на первых порах он плохо понимает цели и организацию секты, а когда узнает все получше, то убедится, что вместо однозначно отрицательной позиции для него станет приемлем более широкий подход к действительности. Он надеется позднее, и уже находясь внутри секты, найти для себя ответы на волнующие вопросы. Его ошибка состоит в расчете на то, что “никогда не поздно” решить, как и когда ему выйти из секты. Такие “экспериментаторы” не имеют представления насколько трудно, а иногда практически невозможно выйти из тоталитарной секты.

Еще по теме:

Определение межличностных отношений
В 1920-1930 годы произошел расцвет социальной психологии, выясняющий закономерности межличностных отношений и становится ведущим направлением в США, Англии, Германии, Франции, Японии. В центре внимания оказалась малая группа. Сплоченность ...

Психологические основы семейного воспитания
Семья – это сложное социальное образование, малая группа, включающая мужчин и женщин, различных по возрасту, профессиональной определенности, общность, связанная узами супружества – родительства, родства кровного и духовного, осуществляю ...

Роль символа в интерпретации рисунка
При интерпретации рисунков не представляется целесообразным обойти вниманием символичность изображаемого. Но в начале считаю необходимым уделить немного внимания определению сущности понятия «символ». Краткая литературная энциклопедия да ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru