Результаты собственных исследований
В качестве испытуемых были взяты дети шестилетнего возраста, в количестве двенадцати человек. Им было дано групповое задание: «Изобразить свою семью». На основе стандартизированных методик была сделана интерпретация, которая рассматривалась, как основа для определения стратегии построения психодиагностической беседы. Которая, была произведена, как лично с некоторыми детьми, так и с их ближайшим окружением: родителями, воспитателем, учителем.
Использование в качестве стимульного материала собственные рисунки детей, позволяет сделать процесс взаимного общения на более качественном и высоком уровне. Возможность выразить то, что на данный момент времени для ребенка является актуальным, используя, дополнительно к словам, еще и методы изобразительного искусства, позволяет сделать беседу более живой и плодотворной. Помимо этого, существует такая категория смыслов, передать которые с использованием слов очень тяжело или даже невозможно. Изобразительное искусство в таких случаях наиболее адекватный способ. Особенно это касается детей, у которых способности вербализировать передаваемые смыслы представляет особое затруднение. Но и взрослые в данном случае не представляют исключение.
Для самого же интерпретатора, подобного рода подход является хорошим способом накопления опыта. Ведь каждый человек, будь то ребенок или взрослый, помимо чего-то типического несет в себе нечто присущее исключительно только ему. Каждый – это, своего рода, новая, уникальная страница в психологии. И чтение этой страницы, дает понимание и становится уроком не только для психолога. Сам клиент в процессе психологического консультирования должен выйти на новый уровень понимания своих душевных движений, - на новый уровень сознания. И помочь клиенту в этом приоритетная задача для психолога, а изобразительное искусство одно из идеальных к тому средств.
Однако, в процессе взаимодействия психолога с клиентом, необходимо учитывать большое количество факторов. Систематизировать их в какой либо одной методике не представляется возможным, а использование различных подходов и методик не должно быть представлено в виде некой эклектической смеси. Системное их использование, при конструктивном подходе, позволяет нивелировать недостатки.
На основе полученных результатов можно сделать вывод, что, используя различные подходы, и выявленные на их основе общие закономерности делать предположительные выводы при комплексном исследовании личности.
Еще по теме:
Исследования инфразвука В. Гавро
В начале 1950-х годов французский исследователь В. Гавро, изучавший влияние инфразвука на организм человека, установил, что при колебаниях порядка 6 Гц у добровольцев, участвовавших в опытах, возникает ощущение усталости, потом беспокойст ...
Делинквентность как социально-психологический феномен
Как в психологической литературе, так и в бытовом понимании выражение «трудный подросток» подразумевает факт проявления отклоняющегося или асоциального поведения, социальной дезадаптации несовершеннолетних, которые являются результатом не ...
Профильное обучение как этап профессионального выбора
Одним из существенных факторов профессионального самоопределения является возраст, в котором осуществляется выбор профессии. Для возраста 13-15 лет характерно неоднородное социальное положение. С одной стороны ребенка продолжают волновать ...