Психофизиология страха

Материалы » Разработка тренинга психоэмоциональной устойчивости "Прививка против страха" » Психофизиология страха

Страница 2

Таким образом, выраженность реакции на раздражитель зависит от степени новизны, силы и внезапности появления раздражителя. Поэтому к реакциям описанной выше "сенсорной машины" можно добавить:

- если раздражитель появляется внезапно или неожиданно для данной ситуации, отмечается реакция испуга;

- если раздражитель опознан как абсолютно новый, развивается реакция страха (выраженность реакций страха находится в прямой зависимости от степени новизны и силы раздражителя).

Известно, что человек предпочитает раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуверенность, робость и даже реакция избегания - нежелание находиться в данной обстановке.

Невозможность осуществления адекватного (с точки зрения будущего существования) экологического импринтинга приводит к ранней сенсорной депривации, вызывающей часто необратимые изменения структурной и функциональной организации центральной нервной системы и ее анализаторов.

Во время импринтирования в памяти формируются "нервные модели стимулов", которые, сформировавшись, являются матрицей. Чем значительней несовпадение раздражителей окружающей среды с банком моделей стимулов, тем выраженней реакция.

К тому же для формирования полноценных структурно-функциональных. Взаимоотношений центральных систем обеспечения эмоций в онтогенезе необходим определенный уровень афферентного разнообразия. Это ведет к повышению функциональной реактивности звеньев той части эмоциогенных аппаратов, которая обеспечивает отрицательные эмоции. страх тревога анксиозный установка

Таким образом, вследствие дефицита средовых воздействий в раннем онтогенезе возрастает функциональная реактивность субстратов отрицательного подкрепления. В свою очередь, это определяет повышенный уровень негативного эмоционального напряжения, возникающего при воздействии на организм биологически отрицательных внешних раздражителей, что приводит к усилению субъективной значимости этих воздействий. То есть, возрастает уровень тревожности и выраженность эмоциональной реактивности, в том числе и на незнакомую обстановку и раздражители, что очень легко регистрируется на поведенческом уровне.

Например, при изучении неврозов и фобий было показано, что возникновение неврозов в определенной "травмирующей" обстановке характеризуется очень быстрым образованием "патологических" условных рефлексов, вероятно по типу доминанты, связывающих состояние организма с отдельными раздражителями окружающей среды или их совокупностью. Воспроизведение, казалось бы, исчезнувшего невроза при действии раздражителей, связанных с ранее травмировавшей обстановкой (звуки выстрела; взрыва), подтверждается и другими наблюдениями: даже отдаленные компоненты, связанные с травмировавшей ситуацией; могут воспроизводить пережитое патологическое состояние, между тем как поведение в других условиях не обнаруживает явных нарушений.

Таким образом, эффективность, с которой внешние ситуации вызывают реакцию страха, оборонительное или исследовательское поведение, зависит от того, что на основании своего опыта считается знакомым. Но также замечено и влияние наличного внутреннего состояния (мотивация, физиологическое состояние) на выраженность реакций. Например, было показано, что от внутреннего состояния зависит, вызовет ли раздражитель при данной степени несоответствия страх или исследовательское поведение. Радостное возбуждение, наличие какой-либо сильной потребности, выполнение целенаправленного действия уменьшает состояние страха. И наоборот, угнетенное состояние, недомогание, усталость способствуют развитию более выраженных оборонительных реакций.

Влияние "типа высшей нервной деятельности" на знак и ,выраженность реакций на ситуации и раздражители неоднозначно, хотя авторы многих тест-систем принимают как аксиому связь длительной ориентировочной реакции и наличие поведенческих реакций, сопровождающих состояние страха, со слабым типом ВНД (высшей нервной деятельности).

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Теоретическая модель умственного развития А. и Н. Кауфманов
Наиболее значимым выражением данного подхода является теоретическая модель умственного развития, которая была разработана Аркадием и Николаем Кауфманами [4]. Согласно авторам, существуют 2 базисных типа переработки информации: сукцессивны ...

Работа социального педагога с семьей во время и после развода
Социальный педагог проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и уст ...

Общие и специальные способности. Задатки и способности. Талант, гениальность, одаренность
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности. Специальные способности - психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполн ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru