Психофизиология страха
Ученые давно установили, что не только наше сознание, но и все наше тело бурно реагирует на опасные ситуации.
Страх может приводить к изменению частоты и силы сердечных сокращений, вызывать потливость, провоцировать желудочно-кишечные расстройства, влиять на деятельность дыхательной системы, вызывая чувство нехватки воздуха, приводить к задержке мочеиспускания или, наоборот, провоцировать непроизвольное выделение мочи, а также вызывать дефекацию.
Вообще следует отметить, что взаимосвязь между эмоцией страха и состоянием внутренних органов многообразна и неоднозначна. С одной стороны, страх и тревожные мысли неблагоприятно сказываются на работе наших органов, а с другой – нарушения в работе внутренних органов, в свою очередь, могут вызывать приступы страха.
Реакции страха могут вызываться различными аспектами раздражителя. Из опыта известно, что "сильные", "очень сильные" или "сверхсильные" раздражители вызывают страх и реакцию бегства. При этом сила раздражителя, вызывающего реакцию бегства, выше, чем сила раздражителя, вызывающего просто страх.
Как было показано в лабораторных условиях, уже на ранних стадиях онтогенетического развития стимуляция малой интенсивности обнаруживает тенденцию вызвать реакцию приближения, а большей интенсивности - реакцию удаления. Вообще, для человека важней именно увеличение интенсивности раздражителя, так как сверхсильный раздражитель с большей долей вероятности может свидетельствовать о наступлении опасных последствий. Не исключено, что сверхсильный сигнал является "релизером" (релизер - сигнал, запускающий инстинктивную реакцию) для оборонительного поведения. Считают, что любой раздражитель непривычно высокой интенсивности может вызвать реакции страха.
Реакции страха вызываются, и раздражителями, интенсивность которых возрастает слишком быстро, например, быстро перемещающиеся или приближающиеся предметы.
Если представить себе организм в виде сенсорной машины, реагирующей на определенные характеристики раздражителя, то прежде чем поступить в мозг, сигнал должен превысить физиологический порог на уровне рецепторов, а затем - порог восприятия или порог осознанного узнавания (дифференциация раздражителя). После того, как сигнал (раздражитель, стимул, команда) опознан, поведение может строиться следующим образом:
- если сигнал опознан как относительно новый, развивается исследовательское поведение;
- если сигнал, с учетом опыта, опознан как нейтральный (безразличный), продолжается текущая деятельность;
- если сигнал, с учетом опыта, опознан как положительный (условный положительный), осуществляется соответствующее ему поведение;
- если сигнал, с учетом опыта, опознан как отрицательный (условный отрицательный, связанный с болью), осуществляется соответствующее ему оборонительное поведение.
С последующим увеличением силы раздражителя, в пределах определенных границ (норма реакции), описанные выше поведенческие реакции развиваются в сторону увеличения их выраженности (интенсивности).
Если сила раздражителя продолжает увеличиваться и превышает верхний порог нормы реакции, то есть становится "сверхсильным", организм отвечает неадекватными, парадоксальными или оборонительными реакциями.
При обсуждении интенсивности стимула следует напомнить также о влиянии внезапности его появления. Раздражители, даже знакомые, появляющиеся внезапно, вызывают негативную реакцию. Внезапность появления раздражителя отличается от его неожиданности. Неожиданность может характеризовать и новизну раздражителя, играющую значительную роль в развитии реакций страха.
Считают, что степень новизны обратнопропорциональна следующим факторам:
а) частоте появления похожих раздражителей;
б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей);
в) степени сходства раздражителей
Различают также новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался) и относительную (необычное сочетание знакомых раздражителей). Степень новизны зависит также от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого. Поэтому появление даже знакомого раздражителя в новой ситуации часто вызывает испуг.
Еще по теме:
Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности
Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению ст ...
Классификация проективных методик
Термин “проективные” был впервые использован Л. Франком в 1939 г. для объединения уже известных к тому времени, но, казалось бы, таких чрезвычайно далеких друг от друга методических приемов, как ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ ...
Характеристика особенностей личности тренера,
влияющих на результативность спортсмена
В конце 60-х годов в Англии была предпринята попытка изучить личность идеального тренера. С помощью 16 PF теста испытуемым предлагалась построить профиль личности тренера, который обладал бы самыми желательными для них личностными чертами ...



