Адаптация инвалидов
Все эти причины вызывают необходимость особого подхода к психологической реабилитации при длительной вторичной дезадаптации.
Ориентирами при поисках такого подхода могут служить защитные механизмы психической адаптации, играющие главную роль в деятельности реадаптации: психическая регрессия и адаптивная активность воображения.
Первый из них определяет тенденцию личности к возврату к не экстремальным свойствам. Но этот возврат ассоциируется с переживавшимся состоянием дезадаптированности, которое с точки зрения регрессии идентифицируется с психотравмой. Регрессия, наталкиваясь на психотравму, прекращает своей действие. Таким образом, препятствием на пути психической регрессии оказывается начальный этап действия экстремальности, а точнее, состояние первичной дезадаптации личности.
Второй защитный механизм – адаптивная активность воображения тоже не может полностью реализоваться, так как его сдерживает груз нерешенных проблем, связанных с вторичной дезадаптацией личности. Таким образом, воображение как бы «вязнет» во вторичной дезадаптации. Поле его распространения ограничивается вопросами разрешения проблем, вызванных дезадаптацией.
Оба механизма, вследствие этих причин, тесно взаимосвязаны друг с другом, и реализация первого обеспечивает возможность реализации второго.
Очевидно, что сама экстремальная личность не может разрешить эту проблему и именно здесь она нуждается в помощи.
Таким образом, вырисовываются две основные задачи психологической реабилитации при длительной вторичной дезадаптации:
1. Создание условий для очищения психики от следов первичной дезадаптации.
2. Создание условий для самораскрытия жизненных перспектив личности (не экстремальное планирование жизни).
Эти две цели связывает промежуточная цепь – формирование навыков не экстремального поведения (точнее актуализация и совершенствование старых навыков).
Учитывая все вышеизложенное, полный цикл (курс) психологической реабилитации будет иметь следующие этапы:
1. вводный,
2. подготовительный,
3. катарсический,
4. осознания экстремального поведения,
5. формирования новых навыков поведения,
6. определения жизненных перспектив (инсайта),
7. поддерживающих мероприятий.
На вводном этапе необходимо поставить задачу (определить путь) совместной работы психолога и пациента и добиться четкого осознания ее последним. Будет неверным ставить цели типа: «Пройти курс психологической реабилитации», «Адаптироваться к нормальным условиям жизни» или «Стать таким, как все». Смысл адаптации не дознается личностью, и поэтому подобные цели не могут быть приняты ею.
Кроме того, работа с экстремальными личностями зачастую проявляет факты неосознаваемой заинтересованности в сохранении экстремальных качеств. дело в том, что сформировавшийся образ жизни соответствует психологическому самочувствию. Избавление от всех проблем равносильно смене образа жизни, что требует от личности новых психических затрат и потери положительных сторон прежней жизнедеятельности. Поэтому она проявляет сопротивление резкому изменению своего самочувствия.
Лучше всего нацеливать пациента на избавление от того симптома, который больше всего мешает ему в жизни. Это может быть ухудшение качества сна при бессоннице, избавление от навязчивых воспоминаний, коррекция семейных и сексуальных отношений и т.п.
Еще по теме:
Проведение психологической диагностики, коррекционной – развивающей работы
и анализ полученных результатов
С целью проверки гипотезы о взаимовлиянии самооценки и статуса личности в группе сверстников. В исследовании принимало участие 25 кружковцев 14-15 лет посещающих ЦТД и М "Эврика", г. Минска. Для удобства обработки результатов ка ...
Онтогенез темперамента и роль воспитания
По мере накопления научных данных, по мнению Я. Стреляу, стала очевидной бессмысленность вопроса «Наследственность или среда?», поскольку каждая форма поведения, от самой простой до наиболее сложной, представляет собой результирующую обои ...
Влияние взрослого на «Я-концепцию» ребенка дошкольного возраста в работах Г.С.
Абрамовой
Дошкольным по Абрамовой Г.С. является возраст 5-7 лет, она называет этот период серединой детства, и разделяет на младший дошкольный и старший дошкольный. Она отмечает, что для этого возраста характерна повышенная чувствительность ребенка ...