Адаптация инвалидов

Материалы » Психологические особенности личности инвалидов » Адаптация инвалидов

Страница 2

Все эти причины вызывают необходимость особого подхода к психологической реабилитации при длительной вторичной дезадаптации.

Ориентирами при поисках такого подхода могут служить защитные механизмы психической адаптации, играющие главную роль в деятельности реадаптации: психическая регрессия и адаптивная активность воображения.

Первый из них определяет тенденцию личности к возврату к не экстремальным свойствам. Но этот возврат ассоциируется с переживавшимся состоянием дезадаптированности, которое с точки зрения регрессии идентифицируется с психотравмой. Регрессия, наталкиваясь на психотравму, прекращает своей действие. Таким образом, препятствием на пути психической регрессии оказывается начальный этап действия экстремальности, а точнее, состояние первичной дезадаптации личности.

Второй защитный механизм – адаптивная активность воображения тоже не может полностью реализоваться, так как его сдерживает груз нерешенных проблем, связанных с вторичной дезадаптацией личности. Таким образом, воображение как бы «вязнет» во вторичной дезадаптации. Поле его распространения ограничивается вопросами разрешения проблем, вызванных дезадаптацией.

Оба механизма, вследствие этих причин, тесно взаимосвязаны друг с другом, и реализация первого обеспечивает возможность реализации второго.

Очевидно, что сама экстремальная личность не может разрешить эту проблему и именно здесь она нуждается в помощи.

Таким образом, вырисовываются две основные задачи психологической реабилитации при длительной вторичной дезадаптации:

1. Создание условий для очищения психики от следов первичной дезадаптации.

2. Создание условий для самораскрытия жизненных перспектив личности (не экстремальное планирование жизни).

Эти две цели связывает промежуточная цепь – формирование навыков не экстремального поведения (точнее актуализация и совершенствование старых навыков).

Учитывая все вышеизложенное, полный цикл (курс) психологической реабилитации будет иметь следующие этапы:

1. вводный,

2. подготовительный,

3. катарсический,

4. осознания экстремального поведения,

5. формирования новых навыков поведения,

6. определения жизненных перспектив (инсайта),

7. поддерживающих мероприятий.

На вводном этапе необходимо поставить задачу (определить путь) совместной работы психолога и пациента и добиться четкого осознания ее последним. Будет неверным ставить цели типа: «Пройти курс психологической реабилитации», «Адаптироваться к нормальным условиям жизни» или «Стать таким, как все». Смысл адаптации не дознается личностью, и поэтому подобные цели не могут быть приняты ею.

Кроме того, работа с экстремальными личностями зачастую проявляет факты неосознаваемой заинтересованности в сохранении экстремальных качеств. дело в том, что сформировавшийся образ жизни соответствует психологическому самочувствию. Избавление от всех проблем равносильно смене образа жизни, что требует от личности новых психических затрат и потери положительных сторон прежней жизнедеятельности. Поэтому она проявляет сопротивление резкому изменению своего самочувствия.

Лучше всего нацеливать пациента на избавление от того симптома, который больше всего мешает ему в жизни. Это может быть ухудшение качества сна при бессоннице, избавление от навязчивых воспоминаний, коррекция семейных и сексуальных отношений и т.п.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия
Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда ...

Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов
При выделении различных аспектов отношений состояний и когнитивных процессов мы руководствовались теоретическими положениями отельных авторов, результатами экспериментальных исследований, показывающими важную роль той или иной характерист ...

Понятие об ощущении и восприятии. Закономерности сенсорного развития детей д/в
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Выделяют 3 класса ощущений : 1) Экстерорецептивные , возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru