Онтогенез темперамента и роль воспитания

Материалы » Особенности формально-динамических свойств психики у детей с нарушением умственного развития » Онтогенез темперамента и роль воспитания

Страница 1

По мере накопления научных данных, по мнению Я. Стреляу, стала очевидной бессмысленность вопроса «Наследственность или среда?», поскольку каждая форма поведения, от самой простой до наиболее сложной, представляет собой результирующую обоих факторов, что хорошо выражено в следующем уравнении:

П = Н х С,

психика ребенок интеллект нарушение темперамент

где П – поведение (действие, свойство), Н – наследственность, С – среда.

Из этого уравнения следует, что нет такой формы поведения, которая была бы обусловлена только наследственностью или средой, поскольку, если один из множителей равен нулю, то и произведение равно нулю, то есть мы вообще не будем иметь дело с поведением.

Хотя наследственность и среда совместно определяют любые свойства и деятельность организма, каждый из этих факторов, считает Я. Стреляу, может играть большую или меньшую роль в формировании индивидуальных различий в поведении или свойствах темперамента. В целом можно считать доказанным, что наследственный фактор (генотип) в большей степени, чем среда, детерминирует возникновение индивидуальных различий в темпераменте.

Пломин Р. отмечает, что в отличие от других психических свойств и образований темперамент характеризуется наибольшей устойчивостью в течение длительных отрезков времени, высокой корреляцией со свойствами нервной системы и другими биологическими подсистемами, а так же наследуемостью [41, 25]

По мнению Я. Стреляу, темперамент является относительно устойчивым и мало податливым к воздействиям воспитания или среды. Другими словами, воспитание в принципе не влияет на темперамент. Изменениям подвергаются другие психические особенности, которые могут маскировать свойственный данному индивиду темперамент. Другие ученые считают, что все же существуют возможности преобразования темперамента в процессе воспитания, однако надо с большей осторожностью подходить к данным, свидетельствующим якобы о значительных возможностях изменения темперамента под воздействием воспитания. [49, 86]

В. Г. Колпаков с соавторами (1984, 1986) считают, что черты темперамента, которые проявляются в первые два года жизни ребенка, отражают в гораздо большей степени, чем у взрослых, его конституциональные особенности, на которые социальное окружение еще не успело оказать значительное модифицирующее влияние. [20, 128; 19, 115]

В отличие от значительного изменения в характере в течение младенчества, темперамент кажется очень устойчивым с 24 до 48 месяцев. О том, что темпераментные характеристики младенца и малыша определяют их тип в дошкольном возрасте, свидетельствуют исследования Aksan et al. KS Lemery, HH Goldsmith, MD Klinnert, and DA Mrazek. [56] Темперамент подобно всем свойствам организма подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания или с изменениями поведения, вытекающими главным образом из анатомического и физиологического развития нервной системы и других систем организма. Это подтверждается результатами исследований, проведенных как с животными, так и с людьми.[49, 96; 53, 37]

Rutter M. (2002) подчеркивает наличие возрастных изменений во всех психофизиологических характеристиках [35, 998] Изучение типов нервной системы у детей различного возраста подтверждает существование возрастных изменений темперамента (свойств нервной системы), обусловленных, прежде всего созреванием центральной нервной системы и эндокринного аппарата. Такие наблюдения проводили еще в 30-х годах нашего столетия, и в настоящее время дают примерно такие же результаты. Наиболее систематично они изложены в работах психологов: В. Э. Чудновского, Н. С. Лейтеса и Э. И. Маствилискер. Из них выводятся некоторые закономерности. Рассмотрим некоторые из закономерностей возрастных изменений темперамента:1. На раннем этапе своего развития дети обладают слабой нервной системой; это в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения. Слабость процесса возбуждения проявляется, прежде всего в малой выносливости нервной системы.[55, 22] Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей. Такое торможение проявляется еще в младшем школьном возрасте, например, когда мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся от школьных занятий. Пониженной работоспособности (выносливости) сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность школьника, что, в частности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей. Помимо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный период. Многие исследования показывают, что сила процесса возбуждения, еще малая в дошкольном возрасте, достигает соответствующего данному индивиду максимального уровня примерно к 7—8-му году жизни. Начиная с этого возраста, больших различий в работоспособности нервной системы между детьми младше школьного возраста и взрослыми уже не отмечается.[22, 98]2. Общепринято мнение, что сила процесса торможения, выражающаяся прежде всего в способности к образованию и устойчивости различных условных, тормозных реакций, достигает своего максимального уровня позднее, чем сила процесса возбуждения. Однако относительно возраста, в котором это свойство обнаруживается уже в зрелой форме, нет единого мнения. Есть данные, полученные, правда, в основном в опытах с животными, из которых следует, что сила процесса торможения в большей мере, чем сила процесса возбуждения, подвержена влиянию тренировок, особенно в раннем онтогенезе. Слабость процесса торможения в первые годы жизни ребенка, по мнению психологов, проявляется главным образом в пониженной способности сдерживать различные реакции, в склонности к нарушению запретов, в преждевременных реакциях и т. п.[30, 227; 28, 65]3. Возрастная характеристика уравновешенности нервных процессов вытекает, собственно, из специфики возбуждения и торможения в соответствующих периодах жизни. Принимая во внимание более длительный процесс созревания силы торможения в нервной системе, в первоначальный период развития наблюдается неуравновешенность при преобладании силы возбуждения. Коломенский Я. Л. и Панько Е. А. отмечают, что ребенок дошкольного и младшего школьного возраста своим поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта неуравновешенность, вызванная большей слабостью торможения в сравнении с возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет ребенок в этом отношении уже заметно не отличается от взрослого. Преобладание возбуждения над торможением проявляется, прежде всего, в импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением (то есть действующими в данный момент стимулами). Однако аналогичное поведение, считают психологи, может быть вызвано не только недостаточно зрелой способностью к торможению и, следовательно, преобладанием возбуждения, но и слабостью возбуждения при одновременной слабости торможения. Слабость процесса возбуждения является фактором, вызывающим такие формы поведения, которые напоминают неуравновешенных индивидов. Это объясняется неадекватностью силы реакции силе раздражителей или в более общем случае - значению ситуации, на которую реагирует школьник.[18, 115; 13, 47]4. Что касается подвижности нервных процессов, то в зависимости от того, какие показатели этого свойства принимаются во внимание, его возрастная динамика может выглядеть по-разному. Это свидетельствует о давно уже отмеченной неоднородности этого свойства нервной системы. В раннем онтогенезе наблюдается большая неустойчивость и изменчивость реакций, что выражается в затруднениях при выполнении заданий, в изменениях реакций под влиянием перемен в обстановке, в неустойчивости условно-рефлекторной деятельности и т. п. С возрастом поведение становится все более стабильным, благодаря чему оно в меньшей мере зависит от непосредственных стимулов. [55, 23; 30, 228]Если учитывать классические показатели подвижности, считает Я. Стреляу, в особенности способность к переделке сигнального значения пары раздражителей и легкость образования динамических стереотипов, то можно сказать, что в раннем онтогенезе подвижность сравнительно невелика и возрастает с развитием индивида. Это проявляется, в частности, в том, что дети школьного возраста легче и быстрее приспосабливаются к изменяющимся условиям, у них лучше протекает процесс переучивания или переделки различных навыков, чем у детей дошкольного возраста. Так понимаемая подвижность снова явно снижается в пожилом возрасте, для которого типична пониженная адаптируемость к изменениям обстановки, значительная ригидность форм поведения.[49, 102]Итак, чем младше ребенок, тем больше его отличают некоторые признаки слабости типа нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и повышенная чувствительность, яркость восприятия, детская впечатлительность и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность. Характерны также интенсивность эмоциональных переживаний и их неустойчивость (стремительные переходы от слез к улыбке). Слабость нервной системы удивительным образом сочетается с быстрым возобновлением энергии. [48, 110; 30, 230]Как писал К. Д. Ушинский, “заставьте ребенка сидеть, он очень скоро устанет, лежать — то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устает ни на минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы”.[40, с. 41]В связи со всем вышесказанным нельзя не учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента. В каждом возрасте, отмечает Я. Стреляу, своя специфика активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте – это легкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, что связанно со слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата ее ценных детских свойств. [49, 102,].Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента. Различия в этом отношении вполне определенно выступают, например, когда дети уже овладели устной речью. Так, если речь у ребенка громкая, быстрая и отчетливая, с правильными интонациями, сопровождаемая живыми жестами и выразительной мимикой, то можно говорить о признаках сангвинистического темперамента. Если речь медленнее, чем у других, спокойная, равномерная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать о флегматическом темпераменте. На признаки холерического темперамента указывает торопливо-напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся речь. К признакам меланхолического темперамента может быть отнесена речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота. Конечно, о типе темперамента, кроме особенностей речи, говорят и особенности двигательной и общей активности ребенка. .[12, 52; 30, 236]Резюмируя, можно сказать, что изменение основных свойств нервных процессов, входящих в понятие типа нервной системы, а на психологическом уровне - в понятие темперамента, происходят в следующих направлениях:

Ранний период развития Период стабилизации Пожилой возраст
Слабый процесс возбуждения Сильный процесс возбуждения Слабый процесс возбуждения
Слабый процесс торможения Сильный процесс торможения Слабый процесс торможения
Преобладание возбуждения над торможением Уравновешенность возбуждения и торможения Преобладание торможения над возбуждением
Малая подвижность нервных процессов Большая подвижность нервных процессов Малая подвижность нервных процессов
Очевидно, что независимо от возрастной специфики существуют индивидуальные различия в свойствах нервной системы, которые могут быть частично замаскированы их возрастными изменениями. Поэтому устанавливается диагноз отдельных свойств нервной системы (темперамента), нужно пользоваться такими показателями поведения и, следовательно, приемами измерения, которые учитывали бы период развития исследуемого ребенка.[17, 54; 26, 160]В. С. Мерлин утверждая, что, несмотря на возрастные изменения, наблюдается устойчивость свойств темперамента и их относительно малая подвижность воздействиям среды, отмечал роль воспитания в том, что оно должно не столько изменять, сколько учитывать эти свойства. [32, 65]Это воспитание должно состоять в том, чтобы в процессе формирования личности использовались характерные для данного индивида свойства темперамента, укреплялись те его особенности, которые в известных ситуациях могут быть всегда полезными (так, известно, что большая работоспособность и выносливость человека полезна при выполнении многих действий и профессий), либо выравнивались – с помощью соответствующих педагогических приемов – нежелательные в данной ситуации свойства темперамента. Таким образом, неуравновешенность нервных процессов, представляющая собой, несомненно, нежелательное явление в процессе обучения и воспитания, может быть компенсирована путем формирования соответствующих контрольных механизмов. .[49, 106; 14, 25]Отсутствие должного внимания к особенностям темперамента может стать причиной неудач при формировании желательных черт личности; более того, в некоторых случаях оно может привести к возникновению серьезных трудностей в воспитании, к появлению некоторых нарушений поведения.Хотя свойства темперамента отличаются относительной устойчивостью и неизменностью, следует помнить, что они не предопределяют направления развития и поведения человека. Решающим фактором является здесь воспитание. .[31, 39]
Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Три элемента родительского отношения по В.И.Гарбузову
Большинство исследований, посвященных типам родительского отношения, выполнялись в двух направлениях - клиническом и аналитическом. В рамках обоих направлений выделяются три элемента родительского отношения: эмоциональный, когнитивный и п ...

Типы девиаций
Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено с ...

Общие принципы лежащие в основе интерпретации рисунков
Для более качественного анализа рисуночного материала необходимо руководствоваться рядом положений и придерживаться некоторых правил. Прежде всего, весь процесс работы над рисунками должен быть построен таким образом, чтобы он мог способ ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru