Адаптация инвалидов

Материалы » Психологические особенности личности инвалидов » Адаптация инвалидов

Страница 1

В связи с травмирующим переживанием получения инвалидности у данной категории людей возникла критическая ситуация жизнедеятельности. Это привело к низкому уровню развития интерсубъективности, что в свою очередь приводит к снижению адаптивных ресурсов инвалидов и в отдельных случаях к кризису личности в целом.

В таких случаях независимо от сознания личности процесс культурного развития психики сворачивается, и разворачивается процесс декультурации.

Декультурация личности означает реальное её существование в обществе только благодаря физиологическим механизмам регуляции и полный распад социоадаптивного, смыслового и экзистенционального уровней регуляции. Распад социоадаптивного, смыслового и экзистенционального уровней регуляции личности привёл к распаду её интерактивных связей с культурой, социальными группами и другими значимыми личностями. [9]

В случаях, когда деятельность реадаптации длительное время (несколько и более лет) не может быть реализована, организация ее не может быть эффективным психореабилитационным средством. Это обусловлено рядом причин:

1. К этому времени у людей массированно проявляются различные психосоматические расстройства (в том число и синдром посттравматических стрессовых расстройств). Это приводит к смещению внимания в сторону состояния своего здоровья. При этом формируется установка на то, что только медицина способна и обязана оказать действенную помощь. Экстремальная личность как бы делегирует активность медицинскому персоналу, сама же принимает позицию пассивного приятия действий врачей. В данном случае такая позиция помогает экстремальной личности сохранить чувство собственного достоинства, ведь в случае неудачи лечебных мероприятий, вся вина в ее глазах ложится на медицинский персонал. Но, с другой стороны, эта позиция ведет к снижению эффективности усилий врачей.

В этот период психологу очень трудно наладить контакт, особенно по своей инициативе с экстремальной личностью. Попытки убеждения ее в необходимости психологической реабилитации, как правило, терпят неудачу. Чаще всего контакт происходит после того, как длительный и безуспешный поиск «именно того» врача или медицинского учреждения, которое, наконец, сможет ему помочь, заканчивались очередной неудачей. Тогда, как к последнему средству, экстремальная личность обращается к психологу. Не последнюю роль здесь играют слухи о феноменальных неординарных способностях психолога.

2. Часто применяемые формы защитно-адаптивного поведения переходят в постоянно употребляемый навык такого поведения. Причем процесс не зависит от результативности защитно-адаптивного введения. Многократно повторяющийся отрицательный результат приводит к формированию установки, что иначе вести себя просто нельзя, особенно при таком (отрицательном) отношении к тебе других людей.

Если на начальных этапах вторичной дезадаптации поведение наполняется «слепой» энергией эмоций, то в дальнейшем эти эмоции получают совершенно конкретную, осознанную привязку. Поэтому в данном случае необходимо говорить о соответствующих изменениях свойств экстремальной личности.

3. Неосознанность истинных причин перемен в экстремальной личности приводит к тому, что вина за неудачи своей деятельности перекладывается на плечи социального окружения. Используя защитный механизм рационализации, находится объяснение постоянным отрицательным оценкам со стороны окружения: виновато само окружение. Это приводит к снижению уровня самокритики и постоянным попыткам в общении найти изъян в собеседнике. Таким образом, формируется негативная позиция по отношению к социуму. Это противоречит основной цели деятельности реадаптации – возврат в не экстремальный социум. Поэтому попытки убедить экстремальную личность в необходимости «стать таким, как все» вызывают упорное сопротивление с ее стороны. [17]

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Типы межличностных конфликтов
межличностный конфликт – это ситуация, «в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая ...

Стили учения Р. и К. Даннов
Остался открытым вопрос о наилучших условиях этого развития и о перспективах их индивидуализации. Этот вопрос освящается в четвертом подходе анализа индивидуальных различий в интеллектуальном развитии детей. Стили учения можно рассматрива ...

Общая характеристика подросткового возраста
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто опре ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru