Адаптация инвалидов
В связи с травмирующим переживанием получения инвалидности у данной категории людей возникла критическая ситуация жизнедеятельности. Это привело к низкому уровню развития интерсубъективности, что в свою очередь приводит к снижению адаптивных ресурсов инвалидов и в отдельных случаях к кризису личности в целом.
В таких случаях независимо от сознания личности процесс культурного развития психики сворачивается, и разворачивается процесс декультурации.
Декультурация личности означает реальное её существование в обществе только благодаря физиологическим механизмам регуляции и полный распад социоадаптивного, смыслового и экзистенционального уровней регуляции. Распад социоадаптивного, смыслового и экзистенционального уровней регуляции личности привёл к распаду её интерактивных связей с культурой, социальными группами и другими значимыми личностями. [9]
В случаях, когда деятельность реадаптации длительное время (несколько и более лет) не может быть реализована, организация ее не может быть эффективным психореабилитационным средством. Это обусловлено рядом причин:
1. К этому времени у людей массированно проявляются различные психосоматические расстройства (в том число и синдром посттравматических стрессовых расстройств). Это приводит к смещению внимания в сторону состояния своего здоровья. При этом формируется установка на то, что только медицина способна и обязана оказать действенную помощь. Экстремальная личность как бы делегирует активность медицинскому персоналу, сама же принимает позицию пассивного приятия действий врачей. В данном случае такая позиция помогает экстремальной личности сохранить чувство собственного достоинства, ведь в случае неудачи лечебных мероприятий, вся вина в ее глазах ложится на медицинский персонал. Но, с другой стороны, эта позиция ведет к снижению эффективности усилий врачей.
В этот период психологу очень трудно наладить контакт, особенно по своей инициативе с экстремальной личностью. Попытки убеждения ее в необходимости психологической реабилитации, как правило, терпят неудачу. Чаще всего контакт происходит после того, как длительный и безуспешный поиск «именно того» врача или медицинского учреждения, которое, наконец, сможет ему помочь, заканчивались очередной неудачей. Тогда, как к последнему средству, экстремальная личность обращается к психологу. Не последнюю роль здесь играют слухи о феноменальных неординарных способностях психолога.
2. Часто применяемые формы защитно-адаптивного поведения переходят в постоянно употребляемый навык такого поведения. Причем процесс не зависит от результативности защитно-адаптивного введения. Многократно повторяющийся отрицательный результат приводит к формированию установки, что иначе вести себя просто нельзя, особенно при таком (отрицательном) отношении к тебе других людей.
Если на начальных этапах вторичной дезадаптации поведение наполняется «слепой» энергией эмоций, то в дальнейшем эти эмоции получают совершенно конкретную, осознанную привязку. Поэтому в данном случае необходимо говорить о соответствующих изменениях свойств экстремальной личности.
3. Неосознанность истинных причин перемен в экстремальной личности приводит к тому, что вина за неудачи своей деятельности перекладывается на плечи социального окружения. Используя защитный механизм рационализации, находится объяснение постоянным отрицательным оценкам со стороны окружения: виновато само окружение. Это приводит к снижению уровня самокритики и постоянным попыткам в общении найти изъян в собеседнике. Таким образом, формируется негативная позиция по отношению к социуму. Это противоречит основной цели деятельности реадаптации – возврат в не экстремальный социум. Поэтому попытки убедить экстремальную личность в необходимости «стать таким, как все» вызывают упорное сопротивление с ее стороны. [17]
Еще по теме:
Игра как средство развития творческих способностей человека
Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, . Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, ...
Эмоционально–личностные и поведенческие нарушения в детском возрасте
Невротические реакции
- относительно кратковременные аффективные переживания в ответ на действие психотравмирующих факторов. К невротическим реакциям относятся: повышенная возбудимость, капризность или заторможенность в первое время посе ...
Мышление следователя
Практическое мышление в процессе трудовой деятельности именуют оперативным. Термин "оперативный" допускает различные толкования: оперативной можно назвать деятельность, состоящую из ряда операций либо протекающую особенно быстро ...