Адаптация инвалидов

Материалы » Психологические особенности личности инвалидов » Адаптация инвалидов

Страница 3

Благоприятный эффект обычно оказывает такая фраза: «Сейчас нас трое: я, вы и ваши проблемы. Если мы с вами объединимся, то победа наверняка будет за нами. Если же вы будете заодно со своими проблемами или займете нейтральную позицию, то, скорее всего ваши проблемы победят».

Подобные утверждения побуждают пациента активно включиться в процесс психологической реабилитации.

Подготовительный этап является непосредственной подготовкой к катарсическому этапу и заключается в обучении пациента тому состоянию, в котором планируется достижение катарсиса. Так, например, если планируется достижение катарсиса в гипнозе (Фрейд), то проводится исследование пациента на внушаемость, а затем тренировочные сеансы гипноза с целью достижения его необходимой глубины.

Катарсический этап является одним из ключевых во всем процессе реабилитации. Целью его является достижение эмоционального отреагирования на состояние первичной дезадаптации и очищения от него – катарсиса. Пациентам объясняется, что главная их задача – установить такие взаимоотношения между сознанием и подсознанием, при которых сознание отдает команду подсознанию и, полностью доверяясь ему, не вмешивается в процесс ее выполнения. Подсознание же четко выполняет эту команду.

Этап осознания экстремального поведения. Этот этап не требует специальной подготовки со стороны психолога, но обеспечивает достижение конечной цели всего процесса психологической реабилитации.

К моменту наступления этого этапа между психологом и пациентом возникают достаточно доверительные отношения, и поэтому появится возможность обсудить конкретные примеры поведения пациента конкретных ситуациях. Ситуации для этого отбираются из тех, которые произошли после катарсиса. Цель этапа – убеждение пациента в необходимости коррекции его поведения. Теперь сделать это достаточно несложно, так как пациент и сам осознает несоответствие своего поведения и внутреннего состояния.

Лучше всего на этом этапе «раскрыть глаза» пациента на истинные причины его поведения. для этого необходимо провести совместный анализ главных событий после возникновения экстремальности.

Этап формирования новых навыков поведения. Это этап, на котором коллективная деятельность психолога и пациента преобразуется в коллективную деятельность группы пациентов под руководством психолога.

Достижения практической психологии подсказывают, что наилучшим методом освоения новых навыков поведения и общения является социально-психологический тренинг (СПТ). В основе СПТ лежат идеи Е. Гальперина о формировании ориентировочных основ умственных воздействий, некоторые положения теории установки Д.И. Узнадзе и теоретические выводы С.Л. Рубинштейна о ролевых играх. Главным преимуществом СПТ является то, что процесс обучения происходит в условиях игровой деятельности.

Этап определения жизненных перспектив (инсайта). Получая навыки нового поведения в процессе СПТ, личность еще не представляет, каким образом она будет применять их в ситуациях общения с давно знакомыми людьми. Осознанию этого мешают стереотипы старых взаимоотношений и старого восприятия своего окружения.

Первые попытки нового поведения приводят к тому, что субъект с удивлением замечает, что изменилось не только его поведение, но и восприятие им давно знакомых людей. Внезапно старые планы, жизненные перспективы теряют всякий смысл. Взамен им приходит новое понимание жизни.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Совместимость в супружеской жизни
Другим, но уже теоретическим построением, объясняющим феномен удовлетворенности браком является модель стабильности брака В.А. Сысенко, который считает, что функции и цели брака удовлетворяют различные потребности людей, а стабильность это ...

Психологические особенности подростка
Подростковый возраст – это остропротекающий период от детства к взрослости, он особенно отмечен развитием, поскольку все аспекты биологической, когнитивной и социальной жизни испытывают важные изменения. Он наиболее сложный как в его пере ...

Младший школьный возраст
Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение, однако специфика каждого возраста определяется тем, освоение каких сторон действительности осуществляется ребенком в ходе учения. Это и определяет ведущую деятельность каж ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru