Профессиональный стресс и проблема эмоционального выгорания в деятельности учителя
К внутренним факторам В.В.Бойко относит:
-эмоциональную ригидность: у людей импульсивных, обладающих лабильными психическими процессами эмоциональное выгорание будет проходить медленнее.
Высокая степень отзывчивости, восприимчивости могут блокировать эмоциональное выгорание как механизм психологической защиты. Среди учителей, проработавших 20-25 лет в школе, много отзывчивых, открытых, способных к глубокому сопереживанию.
- высокая степень интериоризации обстоятельств, ситуаций профессиональной деятельности: каждый стрессогенный фактор оставляет глубокий след в душе специалиста. Учитель, полностью поглощенный работой, своими воспитанниками, может потерять чувство индивидуальности, появляется ощущение размытости границ собственного “Я”. Эмоциональные ресурсы в таком случае быстро истощаться. А эмоциональное выгорание – типичный вариант экономии ресурсов,
- недостаточная мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: во-первых, профессионал может быть просто не заинтересован в соучастии субъекту своей деятельности, что проявляется в равнодушии, безразличии; во-вторых, человек не умеет поощрять себя за сочувствие субъектам своей деятельности. Таким образом, выгорание характерно для профессионалов и с эгоистической мотивацией, и с альтруистической [5 ].
Во многих исследованиях (Львов Ю.Л., Аминов Н.А.) подчеркивается, что синдрому эмоционального выгорания более всего подвержены учителя с большим стажем. Учитель начинает переживать “педагогический криз, ” который проявляется в том, что:
- наработанный ценный опыт, который раньше давал высокие результаты, теперь не актуален, требуются новые подходы, новые решения. Для учителя с ригидной личностной структурой изменение привычных шаблонов практически невозможно,
- изолированными в коллективе могут быть молодые учителя, которые принесли в школу новые идеи. Но их энтузиазм воспринимается с равнодушием, отсюда появляется чувство тревоги, неверия в себя,
- эмоциональные затраты учителя очень велики и зачастую не соизмеримы с тем незначительным результатом, который он получает.
Таким образом, мы видим, что синдром эмоционального выгорания имеет несколько фаз развития, и на формирование симптомов эмоционального выгорания влияют как личностные качества учителя, так и особенности профессиональной деятельности.
Еще по теме:
Специфика личностных особенностей, необходимых в медицинской
профессии
В настоящее время имеются данные о своеобразии личности студентов, которые обучаются различным профессиям. Имеется достаточно много работ, посвященных изучению студентов-психологов, студентов и учащихся различных других специальностей. В ...
Эмпирическая психология и ее основные направления
Возникновение эмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Д ж. Локка (1632—1704).
Эмпирическая психология считала, что психические процессы по своей природе недоступны объективному наблюдению, являющемуся ...
Представления об эмпатии мужчин и женщин
Говоря о различиях между мужчинами и женщинами, мы часто считаем, что женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствам окружающих (эмпатичны), чем мужчины. Действительно, вера в то, что женщины более эмоциональны, чем мужчины ...