Профессиональный стресс и проблема эмоционального выгорания в деятельности учителя
К внутренним факторам В.В.Бойко относит:
-эмоциональную ригидность: у людей импульсивных, обладающих лабильными психическими процессами эмоциональное выгорание будет проходить медленнее.
Высокая степень отзывчивости, восприимчивости могут блокировать эмоциональное выгорание как механизм психологической защиты. Среди учителей, проработавших 20-25 лет в школе, много отзывчивых, открытых, способных к глубокому сопереживанию.
- высокая степень интериоризации обстоятельств, ситуаций профессиональной деятельности: каждый стрессогенный фактор оставляет глубокий след в душе специалиста. Учитель, полностью поглощенный работой, своими воспитанниками, может потерять чувство индивидуальности, появляется ощущение размытости границ собственного “Я”. Эмоциональные ресурсы в таком случае быстро истощаться. А эмоциональное выгорание – типичный вариант экономии ресурсов,
- недостаточная мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: во-первых, профессионал может быть просто не заинтересован в соучастии субъекту своей деятельности, что проявляется в равнодушии, безразличии; во-вторых, человек не умеет поощрять себя за сочувствие субъектам своей деятельности. Таким образом, выгорание характерно для профессионалов и с эгоистической мотивацией, и с альтруистической [5 ].
Во многих исследованиях (Львов Ю.Л., Аминов Н.А.) подчеркивается, что синдрому эмоционального выгорания более всего подвержены учителя с большим стажем. Учитель начинает переживать “педагогический криз, ” который проявляется в том, что:
- наработанный ценный опыт, который раньше давал высокие результаты, теперь не актуален, требуются новые подходы, новые решения. Для учителя с ригидной личностной структурой изменение привычных шаблонов практически невозможно,
- изолированными в коллективе могут быть молодые учителя, которые принесли в школу новые идеи. Но их энтузиазм воспринимается с равнодушием, отсюда появляется чувство тревоги, неверия в себя,
- эмоциональные затраты учителя очень велики и зачастую не соизмеримы с тем незначительным результатом, который он получает.
Таким образом, мы видим, что синдром эмоционального выгорания имеет несколько фаз развития, и на формирование симптомов эмоционального выгорания влияют как личностные качества учителя, так и особенности профессиональной деятельности.
Еще по теме:
Структура семьи
Д.Леви обращал внимание на то, что
существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи. Обычно семьи делят на следующие типы:
- "нуклеарная семья" состоит из мужа, жены и их детей;
- "пополненная семья& ...
Психология общения в работе медицинской сестры
В работе медицинской сестры в детском учреждении интернатного типа есть своя специфика, продиктованная, с одной стороны, условиями обучения и воспитания детей в таких учреждениях, а с другой стороны, особенностями их психического развития ...
Страх и тревога
Страх и тревога, по мнению одних авторов, имеют лишь количественные различия, а, по мнению других, отличаются принципиально, как по своим механизмам, так и по способу реализации. М. Литвак считает, что «тревога - это эмоция, возникающая п ...