Профессиональный стресс и проблема эмоционального выгорания в деятельности учителя

Материалы » Тренинг эмоциональной саморегуляции, как способ снижения уровня эмоционального выгорания у учителей » Профессиональный стресс и проблема эмоционального выгорания в деятельности учителя

Страница 2

2) Симптомы расширения сферы экономии эмоций : начинает экономить эмоции не только на работе, но и в отношениях с родными. Многие учителя говорят, что на работе так, “наговоришься, что дома просто нет сил о чем-то говорить”.

3) Симптом редукции профессиональных обязанностей. Редукция, как мы знаем, это упрощение. Таким образом, редукция проявляется в попытках сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат.

Фаза истощения.

На этой фазе заметно падение энергетического тонуса, ослабление нервной системы и здоровья. Эмоциональное выгорание становится неотъемлемым компонентом деятельности. Рассмотрим симптомы, характерные для этой стадии.

1) Симптом эмоционального дефицита: это самый яркий симптом эмоционального выгорания. Профессионал ощущает, что он не может эмоционально участвовать в жизни субъектов своей деятельности: не может сопереживать так, как делал это раньше.

Симптом усиливается и переходит в более сложную форму: отрицательные эмоции проявляются чаще положительных. Появляется эмоциональная ригидность, зацикленность на отрицательных переживаниях, отрицательном опыте.

2) Симптом эмоциональной отстраненности. Эмоции практически полностью исключаются из профессиональной деятельности: индифферентно воспринимаются и положительны и отрицательные события. Подобное реагирование без эмоций – важный компонент эмоционального выгорания. В данном случае можно говорить о профессиональной деформации.

3) Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации: отмечается полная или частичная потеря интереса к человеку, являющемуся субъектом профессиональной деятельности. Ученик. Например, может восприниматься как объект для манипуляций. Нарушается принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Яркой чертой обучения становится его дегуманизация. Крайняя форма – агрессивное отношение к субъекту своей деятельности, граничащее с неврозоподобными состояниями.

4) Симптомы психосоматических и психовегетативных нарушений. Синдром здесь переходит на физиологический уровень. Он может образовываться по условно-рефлекторной схеме: все. что связано с объектом деятельности вызывает физическое неблагополучие. Для учителей, по наблюдениям Сидорова П., будут характерны головные боли, гипертония, стрессогенная язвенная болезнь; многие из них приобретают хронический характер [18].

Таким образом, синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно. Каждая фаза характеризуется своими симптомами, вызываемыми определенными факторами.

Далее мы будем рассматривать факторы, провоцирующие синдром эмоционального выгорания.

Обратимся к классификации В.В.Бойко:

- напряженная эмоциональная деятельность: подобная деятельность связана с близким эмоциональным общением с людьми. Так, например, учителю приходится постоянно эмоционально участвовать в решении проблем своих учеников,

- высокая ответственность за исполняемые функции: профессионал постоянно вынужден быть в активном состоянии, поскольку с его деятельностью связаны большие ожидания; вверена личность пациента, клиента, ученика. Как итог этого – нервное перенапряжение. Деятельность учителя – предмет пристального внимания всего общества. Часто случается так, что все “ошибки воспитания” списываются на школу (в средствах массовой информации приходится слышать слова: “Куда смотрит школа”.)

-нечеткая организация и планирование труда, завышенное число контингента (количество учащихся в классе), нечеткие требования к результатам деятельности,

- сложная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, высокая степень конфликтности в диадах: руководитель –подчиненный, коллега – коллега. В деятельности учителя добавляются конфликты в системах учитель-ученик, кроме того, учитель вынужден решать конфликты в диаде ученик – ученик, что связано с большой долей ответственности,

- психологически и социально трудный контингент, в деятельности учителей это дети с отклонениями в развитии и поведении. Учитель начинает экономить эмоции, не обращает внимания на “грубых”, “невоспитанных”, таким образом, выстраивает психологическую стену.

Здесь мы перечислили внешние факторы, которые вызывают синдром эмоционального выгорания в деятельности учителя.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Психологические особенности "трудных" детей
Деликвентный подросток - тот же маленький ребенок, поскольку, так же как и он, не может отказаться от незамедлительного получения удовольствия в пользу принципа реальности. Он делает и говорит вещи, которые считаются нормальными для ранни ...

Понятие умственная отсталость
Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкое нарушение психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и в перву ...

Психокоррекционный эффект изобразительной деятельности
О коррекции уместно говорить тогда, когда на основании полученной в результате анализа информации происходят изменения в структуре личности. Эти изменения становятся явными при выражении на поведенческом уровне. Психокоррекционный эффект ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru