Дифференциация лидерских ролей
Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли:
· роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи;
· роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентированы преимущественно на межличностные отношения.
Инструментальных лидеров следует рассматривать как ближайших помощников тренера в решении задач технико-тактической, специальной подготовки. Они выступают инициаторами в поисках более современных средств и способов совершенствования мастерства спортсменов, обсуждают с тренером возникающие идеи. Экспрессивные лидеры - ближайшие помощники тренера, прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь, в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий [1]. Существует ряд преимуществ и недостатков, свойственных деловому и эмоциональному лидеру, которые Б.Дж.Кретти приводил в своих работах [29, 35]. (Табл. 2).
Таблица 2 Характеристика преимуществ и недостатков эмоционального и делового лидеров
Преимущества |
Недостатки |
Лидер, ориентированный на задачу (деловой лидер) | |
Более эффективен, когда усилия группы должны быть направлены главным образом на решение задач. Хорошо организует работу и распределяет обязанности в ситуациях, требующих решения четко сформулированных задач. Эффективен в ситуациях, когда необходимо сильное единоличное руководство, цели четко определены или между членами группы отсутствуют дружественные отношения. Хорошо стимулирует членов группы к активному участию в делах. Имеет много предложений и идей по совершенствованию дел. |
Мало внимания уделяет межличностным отношениям в команде. Жертвует личными интересами и спокойствие членов группы ради достижения успеха в делах. Мало эффективен в умеренно стрессовых ситуациях, когда члены группы: стремятся к общению. Может неудачно взаимодействовать с членами команды, играющими важную роль в деятельности, а также не удовлетворяет потребности в лидерстве у лиц, стремящихся к дружественным отношениям |
Лидер, ориентированный на группу (эмоциональный лидер) | |
Заботлив, внимателен в межличностных отношениях. Может снизить тревожность в ситуациях, когда команду постигла неудача. Лучше работает с людьми, не уверенными в себе, с низкой самооценкой. Более эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных для лидерства и когда членам группы требуется большая свобода в поведении и принятии решений |
Не проявляет инициативы и настойчивости в делах. Менее эффективен при решении задач с четкой структурой, в напряженных ситуациях деятельности и когда лидер должен обладать большим личным влиянием. Может вызвать тревожность у членов группы с выраженной деловой ориентацией. Легко уступает групповому давлению, не склонен брать на себя инициативу в ответственных ситуациях. |
В действительности разделение на деловых и эмоциональных лидеров несколько условно. Нередко обе лидерские функции выполняет один спортсмен.
Еще по теме:
Психология как наука. Предмет и задачи детской психологии
Предмет психологии
- наука о душе, которая изучает психику человека, включая психические процессы свойства, состояния. Психика
– свойство высоко организованной материи отражать объективно существующую действительность и на основе формир ...
Совместимость в супружеской жизни
Другим, но уже теоретическим построением, объясняющим феномен удовлетворенности браком является модель стабильности брака В.А. Сысенко, который считает, что функции и цели брака удовлетворяют различные потребности людей, а стабильность это ...
Умственное развитие дошкольника
В дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания.
Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, события и людьми и остается сосредо ...