Дифференциация лидерских ролей

Материалы » Влияние лидерских качеств баскетболисток 13-15 лет на эффективность тренировочной деятельности » Дифференциация лидерских ролей

Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли:

· роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи;

· роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентированы преимущественно на межличностные отношения.

Инструментальных лидеров следует рассматривать как ближайших помощников тренера в решении задач технико-тактической, специальной подготовки. Они выступают инициаторами в поисках более современных средств и способов совершенствования мастерства спортсменов, обсуждают с тренером возникающие идеи. Экспрессивные лидеры - ближайшие помощники тренера, прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь, в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий [1]. Существует ряд преимуществ и недостатков, свойственных деловому и эмоциональному лидеру, которые Б.Дж.Кретти приводил в своих работах [29, 35]. (Табл. 2).

Таблица 2 Характеристика преимуществ и недостатков эмоционального и делового лидеров

Преимущества

Недостатки

Лидер, ориентированный на задачу (деловой лидер)

Более эффективен, когда усилия группы должны быть направлены главным образом на решение задач.

Хорошо организует работу и распределяет обязанности в ситуациях, требующих решения четко сформулированных задач.

Эффективен в ситуациях, когда необходимо сильное единоличное руководство, цели четко определены или между членами группы отсутствуют дружественные отношения. Хорошо стимулирует членов группы к активному участию в делах. Имеет много предложений и идей по совершенствованию дел.

Мало внимания уделяет межличностным отношениям в команде. Жертвует личными интересами и спокойствие членов группы ради достижения успеха в делах.

Мало эффективен в умеренно стрессовых ситуациях, когда члены группы: стремятся к общению.

Может неудачно взаимодействовать с членами команды, играющими важную роль в деятельности, а также не удовлетворяет потребности в лидерстве у лиц, стремящихся к дружественным отношениям

Лидер, ориентированный на группу (эмоциональный лидер)

Заботлив, внимателен в межличностных отношениях.

Может снизить тревожность в ситуациях, когда команду постигла неудача.

Лучше работает с людьми, не уверенными в себе, с низкой самооценкой.

Более эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных для лидерства и когда членам группы требуется большая свобода в поведении и принятии решений

Не проявляет инициативы и настойчивости в делах.

Менее эффективен при решении задач с четкой структурой, в напряженных ситуациях деятельности и когда лидер должен обладать большим личным влиянием.

Может вызвать тревожность у членов группы с выраженной деловой ориентацией.

Легко уступает групповому давлению, не склонен брать на себя инициативу в ответственных ситуациях.

В действительности разделение на деловых и эмоциональных лидеров несколько условно. Нередко обе лидерские функции выполняет один спортсмен.

Еще по теме:

Особенности формирования грамматических категорий у детей с ОНР
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с О ...

Влияние социальной среды на одаренность
Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы ...

Работа социального педагога с семьей во время и после развода
Социальный педагог проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и уст ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru