Теории игры

Материалы » Игра как средство развития творческих способностей человека » Теории игры

Страница 4

Игра, в концепции Берна, рассматривается как способ самореализации индивида, как структура его поведения, как основа коммуникации и межличностного общения. В теории Берна игра предстает на двух уровнях: игра как интерсубъективность, интегральный аналог образа жизни и образа действия; игра как психоаналитический инструментарий, способ и метод «вытаскивания» подсознательного и, следовательно, лечебное средство. В этом качестве психоаналитическая игра - аналог деловым играм и инструмент группового психоанализа. «Следует вспомнить, - указывает Э. Берн, - что понятие игры является научным. Игра - не просто привычка, поведение или реакция, но специфическая последовательность операций, на каждую из которых ожидается специфический ответ: первый ход (или удар) - ответ; второй ход - ответ; третий ход - ответ; шах и мат»[16]. Первый из указанных нами уровней игры Берн кладет в основу своей концепции жизненных сценариев и трансакционного (в некоторых изданиях — трансактного) анализа. Второй – в практику диагностики и психотерапии, осуществляемых при индивидуальном или групповом психоанализе, в учебных сценариях и на занятиях по психотренингу. Берновская теория игры принципиально отличается от традиционно-локального понимания игры как частного рода деятельности. Игра - не упражнение и не эксперимент, не просто защитный механизм, используемый от случая к случаю. Игра - образ жизни, скрывающийся в других формах жизнедеятельности личности. Каждый человек, как, демонстрирует Берн, играет постоянно, в подавляющих случаях — бессознательно, реализуя свое представление о себе, об окружающих, о целях и смыслах существования. Берн отказывается от традиционного представления об игре как деятельности ради пользы или удовольствия. Мотивы игры гораздо глубже, а исход трагичнее. Игра может явиться человеческой драмой с фатальным исходом, разрушить личность, принести несчастье близким, представлять

общественную опасность; в конце концов даже война в контексте предложений трактовки игры — зловещая, но тоже игра. Таким образом, игра - форма реализации жизненного сценария, а сценарий - постепенное развертывание жизненного плана, который формируется в раннем детстве, прежде всего под влиянием родителей, хотя и не только. Сценарный анализ - способ понять игру, которую ведет тот или иной человек в тот или иной период его жизни. Цель концепции Берна: понять игру, в которую играешь, ее скрытые мотивы и возможные последствия для субъекта и его окружения означает демистифицировать личную жизнь, а то и разрушить свой привычный, комфортный внутренний образ. Не случайно Берн утверждает, что конечная цель его теоретической концепции и психоаналитической игровой практики - научить человека меньше играть; искать подлинную искренность, человеческую близость, взаимопонимание.

Большое количество исследований связано с анализом возможностей, использовать игру для понимания ребенка, для его обучения, адаптации, терапии. В некоторых работах предпринята попытка теоретического анализа игры. Ребенок использует игру для того, пишет Эриксон, «чтобы компенсировать неудачи, страдания и фрустрации, особенно те, которые связаны с технически и культурно ограниченным использованием языка»[17].

Игра важна для ребенка потому, что дает ему возможность выражения чувств и влечений, которые не находят выражения вне игры. Это связано, во-первых, с тем, что ребенок может выражать в игре любые чувства, не боясь греха или опасности, которые связны с выражением этих чувств вне игры, и, во-вторых, с тем, что игра дает богатые невербальные средства выражения, более близкие и естественные ребенку, чем речь. Игра - естественный язык детей. Ребенок сам придает своей игре значение. Особую ценность для ребенка в этом плане представляет драматическая, или ролевая игра: Эриксон указывает, что такая игра — самая естественная аутотерапевтическая мера для ребенка. При помощи игры он разрешает свои внутренние конфликты.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Взаимосвязь оценки окружающих, самооценки и успеха в обществе
Психологи специально изучают влияние, которое оценка окружающих оказывают на человека. [7, 6, 14] Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методис ...

Мотивация достижения
Большую роль в объяснении влияния мотивации на эффективность профессиональной деятельности играют исследования мотивации достижения. Мотивация достижения проявляется в стремлении выполнить работу на высоком уровне везде, где имеется возмо ...

Описание методики и параметры интерпретации
Ребенок не может рассматриваться отдельно от семьи. Не имеет, значение, будет это биологическая, заменяющая, искусственная, или даже придуманная семья для ребенка – это всепроникающая реальность, глубоко влияющая на представление о себе и ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru