Теории игры

Материалы » Игра как средство развития творческих способностей человека » Теории игры

Страница 2

Ближе всего к пониманию возникновения игры подошел В.Вундт. Однако и он склонен считать источником игры наслаждение. «Игра - это дитя труда, - писал он. - Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нем он постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения. Игра, - продолжает Вундт, - устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно, делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд»[11].

Если Г.Спенсер, рассматривая игру, включал и игру человека- в биологический; аспект, то Вундт включает ее в аспект социально-исторический. Игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми. Игра многомерна, в ней органично сочетаются и уживаются ценностное, эмоционально-волевое, интеллектуальное и действенное «измерения», реализуемые через игровую деятельность, игровое сознание и игровые отношения.

Далее мы рассмотрим концепцию игры В.Штерна. Определяя игру, Штерн пишет: «Свободная, являющаяся самоцелью деятельность - так нужно определить ее, если мы желаем охарактеризовать существующее при; игре состояние сознания. Деятельность эта является самоцелью, то есть вполне довольствуется самой собой, не направлена на какие-либо цели, лежащие вне ее. Цель игры в сознании играющего достигнута и исчерпана, когда игра окончена»[12]. Специфику игры Штерн видит в отсутствии внешней цели игры и в специфическом отношении к действительности; фантазии, которая представляет собой в плане отношений к действительности промежуточные формы между полным смешением субъективной и объективной реальностей и полным сознанием видимости, иллюзии.

С точки зрения концепции гештальта К.Коффка развивает свое представление об игре. Игре он отводит чрезвычайно большое место в детской картине мира, «мире ребенка». «Даже тогда, когда ребенок не играет, его отношение к миру все же отличается игровым характером»[13]. Мир ребенка, согласно Коффке, сходен с миром „примитивного человека" неразличением живого и неживого, мистическим характером восприятия. Иллюзия присуща ребенку при обращении с какой-нибудь вещью до тех пор, пока она находится в его детском мире. Если он сталкивается с этой вещью в мире взрослых, он обращается с ней совершенно иначе - для него это уже

другая вещь. Структура мира взрослых все больше расширяется, и постепенно то, что было для ребенка полноправным миром, становится только игрой. Коффка анализирует игру как проявление особого, качественно своеобразного мира ребенка, а не с точки зрения усвоения норм взрослого мира, подготовки к взрослой жизни и тому подобное — делает, следовательно, предметом рассмотрения мир играющего ребенка как самостоятельное явление.

Согласно Ж. Пиаже игра есть форма творчества, но творчества с определенной целью. Игра служит для восстановления равновесия объекта со средой, она своего рода самоорганизующийся динамический механизм, позволяющий субъекту приспосабливаться к изменяющимся условиям существования. При этом в игре происходит опережающее отражение. В условном мире игры человек учится ориентироваться и преодолевать трудности, уготованные ему в мире действительности. «Игра - своего рода подготовка к возможным формам поведения на заданном уровне, не предполагающая их немедленного практического использования». В концепции Пиаже речь идет о стратегическом значении игры. Исходя из того, что интеллект формируется на основе начальных навыков, Пиаже считает, что по аналогии можно проследить эволюцию игры, начиная с простейших форм, вплоть до творческих игр, которые в конечном счете, формируются в искусстве, науке, т.е. проследить путь развития творчества. Согласно Пиаже игра проявляется на каждой последующей стадии развития человека, при этом новые формы вбирают предыдущие:

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Детско-родительские отношения в психологии
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развит ...

Три элемента родительского отношения по В.И.Гарбузову
Большинство исследований, посвященных типам родительского отношения, выполнялись в двух направлениях - клиническом и аналитическом. В рамках обоих направлений выделяются три элемента родительского отношения: эмоциональный, когнитивный и п ...

Понятие эмпатии и ее характеристики
«Эмпатия - это способность встать в ботинки другого.» К. Роджерс Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению. В связи с этим имеет смысл начать с такого определения, которое разделяется большинством авторов. На ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru