Теории игры

Материалы » Игра как средство развития творческих способностей человека » Теории игры

Страница 3

1) игра-упражнение - приводит к формированию наиболее сложных навыков; 2) символическая игра - способствует формированию семиотической функции и процессов замещения реальности знаками и символами, создавая тем самым основу художественной деятельности; Смотрите описание пересадка волос с головы на бороду цена здесь.

3) игра с правилами — допускает соревнование и соперничество.

В каждой из этих категорий игр отражается уровень интеллектуального развития индивида. Столкнувшись с какой-нибудь ситуацией, организм прибегает к одной из трех форм поведения: а) инстинкту; б) приобретенному автоматизму или привычке; в) интеллекту. Поведение может сочетать в себе элементы всех трех форм. Особых различий между механизмом, используемым интеллектом для поиска решения, и механизмами игры, Пиаже считает, не существует. Ж. Пиаже вносит новые смыслы в традиционное понимание признаков игры и дает им единое истолкование.

· Критерий самоцельности игры, ее «незаинтересованность». Речь идет о весьма распространенном утверждении, что работа не имеет цели, заключенной в деятельности как таковой, тогда как цель игры заключена в ней самой. Пиаже признает справедливость этого критерия, но стремится уточнить и переосмыслить его. Он отмечает, что всякая игра, глубоко «заинтересована», в том смысле, что игрока интересует результат. Кроме того, в ряде игр результат может быть материально выгоднее работы.

· Критерий удовольствия. Игра - деятельность ради удовольствия; работа - для пользы, независимо от удовольствия. Отмечая важность этого критерия, Пиаже ссылается на мнение Э.Клапареда, видевшего в игре прямую, а в работе лишь опосредованную реализацию желания или потребности, и, кроме того, на З.Фрейда с его различением в человеческой деятельности принципа удовольствия и принципа реальности. Пиаже считает, что принцип удовольствия и принцип реальности вполне соответствуют удовольствию, получаемому от ассимиляции. Пиаже отмечает также, что есть игры, которые представляют собой символическое воспроизведение неприятных и болезненных для человека событий Это доказывает первичность чистой ассимиляции в игре (в форме повторения-события) и вторичность удовольствия. Игровое удовольствие, считает Пиаже, есть аффективное выражение этой ассимиляции. Рассматривая иные критерии игры - ее произвольность в отличие от обязанности работы, неконфликтность в противоположность той же работе, Пиаже истолковывает их с точки зрения принципа ассимиляции, которая есть источник возникающего у играющего человека ощущения свободы и выхода из тисков наложенных извне обязанностей. Общий вывод Пиаже заключается в том, что деятельность становится игровой в зависимости от внутренней ориентации личности. Общим критерием игры является доминирующая ассимиляция - приспособление реальности к субъекту, победа Я над миром, стремление к повторению привычных схем и вытекающие отсюда ощущения свободы, законченности, мастерства. Эта точка зрения - личностное отношение, как единственный критерий специфичности игровой деятельности - получила широкое распространение.

Постепенно завоевавший мир в начале XX в. фрейдизм не мог не отразиться на теории игры. Как известно, необходимость проникнуть «по ту сторону удовольствия» возникла у З.Фрейда в связи с анализом травматического невроза. Установив, что при травматических неврозах природа сна и сновидений, в которых обычно выражена тенденция исполнения желаний, нарушена и отклонена от своих целей, Фрейд заключает: «Я предполагаю оставить темную и мрачную тему травматического невроза и обратиться к изучению работы психического аппарата и его нормальных, наиболее ранних форм деятельности. Я имею в виду игру детей»[14]. Однако радостную картину, в силу общего характера фрейдизма, его родоначальнику нарисовать не удалось. Критически отозвавшись о разных концепциях игры, Фрейд излагает свои идеи на основе наблюдения за игрой полуторагодовалого ребенка: « .мы подходим к утверждению, что при господстве принципа удовольствия есть средства и пути к тому, чтобы само по себе неприятное сделать предметом воспоминания и психической обработки»[15]. Мотивы и результаты такой «психической обработки» Фрейд трактует в традиционном для себя плане: ребенок стремится перейти от примитивного переживания ситуации к активному перенесению в игру неприятных переживаний на товарища и «отомстить» таким образом, тому, кого этот последний замещает. В конечном счете, Фрейд приходит к выводу: сны травматических невротиков и склонность ребенка к игре имеют одну природу: тенденцию к навязчивому воспроизведению.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Цели, принципы, задачи, виды
Цель профессиографии – выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность. Пр ...

Содержание психосоциального сопровождения
В литературе содержание термина «сопровождение» зависим от решаемых задач в социальной педагогике, психологии, социальной работе. По мнению различных ученых под сопровождением следует понимать взаимодействие сопровождающего и сопровождае ...

Профильное обучение как этап профессионального выбора
Одним из существенных факторов профессионального самоопределения является возраст, в котором осуществляется выбор профессии. Для возраста 13-15 лет характерно неоднородное социальное положение. С одной стороны ребенка продолжают волновать ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru