Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников

Материалы » Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте » Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников

Страница 5

Личностное развитие и появление самосознания становятся причинами кризиса семи лет

. Основные признаки этого кризиса:

· Потеря непосредственности.

· Манерничание.

· Симптом «горькой конфеты». Когда ребёнку плохо, он старается этого не показывать.

Появление данных признаков ведёт к трудностям в общении со взрослыми, ребёнок замыкается, становится неуправляемым. В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребёнка. Становление внутренней жизни, жизни переживаний – очень важный момент, так как теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребёнка. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на неё влияние.

Кризис семи лет влечёт за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. И он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения. Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению. Это показали наблюдения за первыми днями пребывания ребёнка в стенах данного учреждения.

Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство и младший школьный возраст. Д.Б. Эльконин (14) говорил, что там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребёнок переходит в новый возраст.

От того, когда ребёнок пойдёт в школу, настолько он готов к обучению, будет зависеть течение кризиса. Если ребёнок придёт в школу поздно (7,3-8 лет), то ему придётся пройти через следующие фазы.

1.Докритическая фаза. Игра уже не интересует ребёнка так, как раньше, она отходит на второй план. Возникает стремление к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребёнка начинает появляться субъективное желание стать взрослым.

2.Критическая фаза. Так как ребёнок субъективно и объективно готов к обучению в школе, а формальный переход запаздывает, то у него возникает неудовлетворённость своим положением, он начинает испытывать эмоционально-личностный дискомфорт.

3.Посткритическая фаза. Когда ребёнок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется и восстанавливается внутренний комфорт.

У детей, пришедших в школу рано, отставание в учёбе отмечается чаще, т. к. им приходится параллельно, на равных условиях, осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность.

Итак, в младшем школьном возрасте формируются чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, самооценка, самоконтроль, самоуважение трудолюбие, укрепление веры в себя, самостоятельности, а так же эмоционально – волевые качества. Всё это необходимо для успешного формирования учебной деятельности. Однако личностное развитие и появление самосознания становятся причинами кризиса семи лет.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Проблема соотношения общего и особенного в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах
Для психологов совершенно очевидно, что взрослым, воспитывающим и обучающим детей, общающимся с ними и работающим в направлении их развития, обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей. Дошкольное и младшее школьное детство г ...

Развитие необходимости учёта индивидуальных особенностей людей в трудовой деятельности в России
Первый поток исследований человеческого фактора труда, обусловленный тревогой в связи с ростом аварий, несчастных случаев, катастроф, был неспецифическим и имел характер научной разведки, а именно, речь идет о развернувшихся в 80-90 гг. ш ...

Интегративно-оценочная интерпретация
Для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. предлагают интегративно-оценочную интерпретацию, которая производится ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru