Цели и способы управления вниманием в педагогическом процессе
Рассматривая педагогическое значение процессов внимания, Л.С. Выготский пришел к выводу о чрезвычайном значении такой формы проявления непроизвольного внимания, как детский интерес: “Детское внимание направляется и руководится почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагаются в качестве обязательных”. В связи с этим Л.С. Выготский формулирует принцип активного развивающего вмешательства в интересы ребенка как основного средства формирования учебной деятельности и предлагает следующее универсальное правило организации внимания ученика: “прежде чем объяснять- заинтересовать; прежде чем заставить действовать - подготовить к действию; прежде чем обратиться к реакциям - подготовить установку; прежде чем сообщать что-то новое - вызывать ожидание нового”.
Перечисляя условия, позволяющие добиваться эффективности педагогической деятельности, Л.С. Выготский пишет, что успех преподавания и обучения зависит от того, насколько учитель способен рассчитать, соответствует ли преподносимый им материал основным законам деятельности внимания, то есть обеспечить:
· соответствие материала приспособительным реакциям ученика;
· соответствие ритмической работе установки: на подъем “волны внимания” должны приходиться наиболее важные, на спад - наименее важные фрагменты материала;
· выполнение требования связности и логичности материала;
· выполнение требования воспитания осознанности, осмысленности учебной деятельности, благодаря которым из непроизвольного развивается произвольное внимание: “основным педагогическим требованием делается требование того, чтобы весь решительно учебный и воспитательный материал был насквозь пронизан и пропитан целевой установкой”.
В собственно педагогическом процессе можно выделить три основные цели работы с вниманием учащихся: привлечение, поддержание и развитие внимания. Реализация всех трех целей обеспечивает оптимальные характеристики учебной деятельности, позволяет задействовать ресурсы непроизвольного и произвольного внимания. В специальной психолого-педагогической литературе содержатся описания приемов и средств, с помощью которых достигается желаемый результат.
1. Привлечение внимания. Зависит в основном от внешних характеристик учебного материала.
· При прочих равных условиях внимание устремляется к тому, что подвижно (в том числе это касается и мыслительной динамики, перехода от одной мысли к другой).
· Существует антагонизм между большой подвижностью самого субъекта и концентрацией его внимания. Способность сконцентрироваться предполагает активное торможение всех посторонних движений, что может стать специальной задачей при организации учебной деятельности.
· Фактор новизны, которую можно организовать с помощью приема нарушения ожиданий, раскрытия нового содержания, новых сторон и связей в уже известном материале;
· Фактор неполного представления содержания, недосказанности, неполноты структуры предъявляемого материала. В этом случае человек старается интерпретировать недосказанное в соответствии с личными наклонностями, то есть активно включается во взаимодействие с объектом.
· Фактор контрастности, возникающей при сравнении компонентов изучаемого материала.
· Фактор понятности, то есть связь нового материала с известным.
2. Поддержание внимания. Связано с возникновением у учащегося желания продолжать выполнение учебной задачи, зависит от ситуативных характеристик процесса обучения. Приемы, преследующие цель поддержания внимания учащихся в процессе выполнения учебного задания на оптимальном уровне, можно объединить в шесть групп:
Еще по теме:
Методы психологического обеспечения
Исходя из анализа теоретических и практических работ в области психологии спорта психологическое обеспечение подготовки спортсменов определяется как систему мероприятий, направленных на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечива ...
Особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи
Академик В.С. Мухина обращает внимание на серьезные нарушения в формировании структуры самосознания детей - сирот. Исходная позиция исследователя состоит в том, что самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейс ...
Смысл учения для старшеклассников
Старший школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника: близость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии; объективные свидетельства взросления — получение паспорта, в ...