Цели и способы управления вниманием в педагогическом процессе

Материалы » Концентрация внимания учащихся в учебно-воспитательном процессе » Цели и способы управления вниманием в педагогическом процессе

Страница 1

Рассматривая педагогическое значение процессов внимания, Л.С. Выготский пришел к выводу о чрезвычайном значении такой формы проявления непроизвольного внимания, как детский интерес: “Детское внимание направляется и руководится почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагаются в качестве обязательных”. В связи с этим Л.С. Выготский формулирует принцип активного развивающего вмешательства в интересы ребенка как основного средства формирования учебной деятельности и предлагает следующее универсальное правило организации внимания ученика: “прежде чем объяснять- заинтересовать; прежде чем заставить действовать - подготовить к действию; прежде чем обратиться к реакциям - подготовить установку; прежде чем сообщать что-то новое - вызывать ожидание нового”.

Перечисляя условия, позволяющие добиваться эффективности педагогической деятельности, Л.С. Выготский пишет, что успех преподавания и обучения зависит от того, насколько учитель способен рассчитать, соответствует ли преподносимый им материал основным законам деятельности внимания, то есть обеспечить:

· соответствие материала приспособительным реакциям ученика;

· соответствие ритмической работе установки: на подъем “волны внимания” должны приходиться наиболее важные, на спад - наименее важные фрагменты материала;

· выполнение требования связности и логичности материала;

· выполнение требования воспитания осознанности, осмысленности учебной деятельности, благодаря которым из непроизвольного развивается произвольное внимание: “основным педагогическим требованием делается требование того, чтобы весь решительно учебный и воспитательный материал был насквозь пронизан и пропитан целевой установкой”.

В собственно педагогическом процессе можно выделить три основные цели работы с вниманием учащихся: привлечение, поддержание и развитие внимания. Реализация всех трех целей обеспечивает оптимальные характеристики учебной деятельности, позволяет задействовать ресурсы непроизвольного и произвольного внимания. В специальной психолого-педагогической литературе содержатся описания приемов и средств, с помощью которых достигается желаемый результат.

1. Привлечение внимания. Зависит в основном от внешних характеристик учебного материала.

· При прочих равных условиях внимание устремляется к тому, что подвижно (в том числе это касается и мыслительной динамики, перехода от одной мысли к другой).

· Существует антагонизм между большой подвижностью самого субъекта и концентрацией его внимания. Способность сконцентрироваться предполагает активное торможение всех посторонних движений, что может стать специальной задачей при организации учебной деятельности.

· Фактор новизны, которую можно организовать с помощью приема нарушения ожиданий, раскрытия нового содержания, новых сторон и связей в уже известном материале;

· Фактор неполного представления содержания, недосказанности, неполноты структуры предъявляемого материала. В этом случае человек старается интерпретировать недосказанное в соответствии с личными наклонностями, то есть активно включается во взаимодействие с объектом.

· Фактор контрастности, возникающей при сравнении компонентов изучаемого материала.

· Фактор понятности, то есть связь нового материала с известным.

2. Поддержание внимания. Связано с возникновением у учащегося желания продолжать выполнение учебной задачи, зависит от ситуативных характеристик процесса обучения. Приемы, преследующие цель поддержания внимания учащихся в процессе выполнения учебного задания на оптимальном уровне, можно объединить в шесть групп:

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Инициатива, инициативность. Творческая инициатива и её уровни
Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности представляет собой важную задачу детской психологии и дошкольной педагогики. Развитие самостоятельности, как одного из критериев инициативы, исследовали Г. ...

Психология успеха, проблемы успешности
При отсутствии психологических знаний у человека может сложиться неправильное представление о сущности своих проблем и жизненных неудач. Часто ему мешают страхи за свое здоровье, семью, карьеру и, как результат - создание мифов о причинах ...

Развитие речи в онтогенезе
Исключительно важную роль в развитии речи ребенка играет постоянный разговор с ним при любом контакте во время его бодрствования. Следует всегда помнить: чем раньше начинают разговаривать с ребенком и побуждают его к разговору, тем быстре ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru