Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников
В достижении успехов младшим школьником могут руководить два мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Если педагог и родители, которые являются для ребёнка авторитетом, требуют от него только успешности в учёбе, наказывают за неудачи, ошибки, это приводит к тому, что ребёнок будет руководствоваться, лишь мотивом избегания неудач.
Если педагог и значимые взрослые хвалят ребёнка, поддерживают его, отмечают его успехи, то это будет способствовать развитию мотива достижений.
Большое внимание педагог должен уделить формированию у ученика адекватного уровня притязаний. Высокий уровень притязаний ученика зависит не только от результатов его учебной деятельности. Дети, пользующиеся авторитетом среди сверстников и занимающие высокое положение в коллективе, могут обладать высоким уровнем притязаний и адекватной самооценкой. Главным условием формирования адекватной самооценки и соответствующего уровня формирования притязаний ученика является помощь каждому ребёнку в осознании им своих возможностей и способностей, оценивании степени своего продвижения в развитии собственных умений и на основе этого в укреплении веры в свои силы.
Большое значение в формировании личности младшего школьника играет формирование самостоятельности и желания участвовать в трудовой деятельности. Младший школьный возраст является переломным в формировании самостоятельности. Если ребёнок чрезмерно доверчив, открыт, послушен, это может привести к формированию у ребёнка таких качеств, как зависимость от чужого мнения, боязнь говорить правду. Излишняя самостоятельность ребёнка может привести к отсутствию послушания и к вседозволенности.
Большое внимание необходимо уделять развитию трудолюбия у младших школьников. Начало школьной жизни для многих детей является достаточно сложным периодом, однако именно здесь имеются большие возможности для развития трудолюбия. Это и адаптацтия к новым условиям жизни, требованиям, обязанностям, и трудности, связанные с обучением чтению письму, счёту, и заботы, которые возникают в связи с изменением статуса.
В возрасте 7-11 лет ребёнок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и т.д.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.
С поступлением в школу ребёнок тонко рефлексирует на то, как реагируют одноклассники на его имя. Если сверстники с привязанность произносят имя, то он испытывает чувство глубокого удовлетворения ими, и самим собой. Ведь, как писал Д. Карнеги, для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком в человеческой речи. И именно в школе ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. В тоже время, поступив в школу, ребёнок должен принять и другой тип обращения – по фамилии. Учителям необходимо помнить, что только полноценно звучащее имя и принимаемая окружающими как данность фамилия обеспечивают ребёнку чувство собственного достоинства, уверенность в себе, дают возможность поддерживать его в притязаниях на признание.
Еще по теме:
Коррекционно-развивающая программа «Я и мир вокруг меня: путь к
взаимопониманию»
Ход всей коррекционно-развивающей работы и содержание воздействия определялось программой по оптимизации процесса социальной адаптации посредством игровой деятельности, предназначенной для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Возмож ...
Особенности современной истерической женщины
Рассматривая тип истерической женщины, разумеется, следует отметить тот факт, что времена меняются, и люди, соответственно, меняются под стать им. Современные истерические женщины значительно отличаются от тех, что существовали во времена ...
Личность Зигмунда Фрейда, его философия и основные теории
Говоря о трудах Фрейда, необходимо учитывать и ту среду обитания, в которой он рос, получал базовые знания и определенные манеры, воспитывался и формировался как личность.
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Фрейберге, провинциальном ...