Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников

Материалы » Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте » Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников

Страница 2

Большинство первоклассников эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребёнка к учебной активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей в процессе учения. Именно интерес делает процесс учения приятным, если ребёнок испытывает радость. Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребёнка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации, ребёнка в детском коллективе, а также формированию положительной учебной мотивации.

Огромное значение имеет в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младших школьников эмоции удивления. Ситуации, которые служат причиной удивления, вызывают позитивно окрашенные чувства и выстраивают эмоциональную цепочку: удивление – радость – интерес, что приводит к включению в активную работу механизмов саморегуляции и самовоспитания. Каждый ребёнок, переступивший порог школы, рассчитывает на учебный успех и удачу и, если этого не происходит, дети переживают негативные эмоции, которые воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.

Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся к учебной деятельности, а отрицательные эмоции её уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребёнок будет ходить в школу без желания, или искать повод, чтобы в школу не ходить. В психологии известно немало случаев, когда отрицательные эмоции становились причиной физического нездоровья ребёнка.

Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии и развёртывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Таким образом, эмоциональная привлекательность умножает силы ребёнка, облегчает выполнение решений. Равнодушный, с неразвитыми эмоциями ребёнок не может проявить волю, совершить волевое усилие.

Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (обиду, злобу, разочарование). Для психологического здоровья любого человека, ребёнка и взрослого, необходима сбалансированность эмоций, младших школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребёнок имеет право на ошибку и собственное её исправление.

Ребёнок приходит в школу уже личностью, многое познавший, со своими горестями и страхами, своими ощущениями и стереотипами поведения в мире взрослых. Среднестатистический ребёнок слышит команду «нет» и «нельзя» или другие негативные приказания много раз в день. Такие установки приводят к психологическим проблемам в развитии ребёнка, можно назвать эмоциональными. Эти проблемы переживаются в детском возрасте, но иногда переходят и во взрослую жизнь.

«Я недостаточно хорош».

Ребёнок, переживающий неудачи, проблемы, которые оцениваются окружающими, очень часто чувствует себя некомфортно. Нередко самочувствие младших школьников связано со школьной дезадаптацией. Если взрослые люди, которые окружают ребёнка, постоянно констатируют его неумение в чём-либо, это приводит к тому, что ярлык «Я недостаточно хорош» становится ярлыком «я не уверен в себе». Для ребёнка становятся обыденными слова: «Я не могу, я не умею, у меня не получится». Это сопровождается всплесками эмоций, слезами, истериками. Боязнь сделать что-либо не так, не уложиться в рамки, начертанные взрослым, может привести к тяжёлым психическим травмам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Воображение как познавательный процесс. Генезис воображения ребенка – дошкольника
Воображение - это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Физиологический процесс воображения представл ...

Основные психологические аспекты понятий " семья" и " брак"
Брак - это исторически изменяющаяся форма отношений между мужем и женой, на основании чего упорядочивается их половую жизнь и усматривает их супружеские права и обязанности [18]. Семья - более сложная система взаимоотношений, чем, брак, ...

Психологические различия в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу
По нашему мнению, на базе определенных нами различий в поведении людей с разными доминирующими мотивами будет легче определить роль и область влияния мотивации достижения на развитие личности. Именно поэтому в начале исследования перед на ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru