Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников

Материалы » Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте » Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников

Страница 2

Большинство первоклассников эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребёнка к учебной активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей в процессе учения. Именно интерес делает процесс учения приятным, если ребёнок испытывает радость. Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребёнка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации, ребёнка в детском коллективе, а также формированию положительной учебной мотивации.

Огромное значение имеет в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младших школьников эмоции удивления. Ситуации, которые служат причиной удивления, вызывают позитивно окрашенные чувства и выстраивают эмоциональную цепочку: удивление – радость – интерес, что приводит к включению в активную работу механизмов саморегуляции и самовоспитания. Каждый ребёнок, переступивший порог школы, рассчитывает на учебный успех и удачу и, если этого не происходит, дети переживают негативные эмоции, которые воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.

Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся к учебной деятельности, а отрицательные эмоции её уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребёнок будет ходить в школу без желания, или искать повод, чтобы в школу не ходить. В психологии известно немало случаев, когда отрицательные эмоции становились причиной физического нездоровья ребёнка.

Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии и развёртывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Таким образом, эмоциональная привлекательность умножает силы ребёнка, облегчает выполнение решений. Равнодушный, с неразвитыми эмоциями ребёнок не может проявить волю, совершить волевое усилие.

Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (обиду, злобу, разочарование). Для психологического здоровья любого человека, ребёнка и взрослого, необходима сбалансированность эмоций, младших школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребёнок имеет право на ошибку и собственное её исправление.

Ребёнок приходит в школу уже личностью, многое познавший, со своими горестями и страхами, своими ощущениями и стереотипами поведения в мире взрослых. Среднестатистический ребёнок слышит команду «нет» и «нельзя» или другие негативные приказания много раз в день. Такие установки приводят к психологическим проблемам в развитии ребёнка, можно назвать эмоциональными. Эти проблемы переживаются в детском возрасте, но иногда переходят и во взрослую жизнь.

«Я недостаточно хорош».

Ребёнок, переживающий неудачи, проблемы, которые оцениваются окружающими, очень часто чувствует себя некомфортно. Нередко самочувствие младших школьников связано со школьной дезадаптацией. Если взрослые люди, которые окружают ребёнка, постоянно констатируют его неумение в чём-либо, это приводит к тому, что ярлык «Я недостаточно хорош» становится ярлыком «я не уверен в себе». Для ребёнка становятся обыденными слова: «Я не могу, я не умею, у меня не получится». Это сопровождается всплесками эмоций, слезами, истериками. Боязнь сделать что-либо не так, не уложиться в рамки, начертанные взрослым, может привести к тяжёлым психическим травмам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Основные виды и функции механизмов психологических защит
В различных источниках описывается разное количество защит. Единой и общепризнанной их классификации нет. Часто психологические защиты делят на 2 группы: 1. Проективные: их цель – не допустить информацию в сознание (расщепление, проекция ...

Основы супружеской жизни
Важнейшая социальная функция каждого из нас – это создание семьи и воспроизводство человеческого рода. Каковы же оправданные мотивы, побуждающие юношу и девушку вступить в брачный союз? Во все времена говорили, что таким мотивом является ...

Цели, принципы, задачи, виды
Цель профессиографии – выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность. Пр ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru