Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С.Мухиной

Материалы » Влияние отношения и оценки взрослых на развитие общения детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных ученых » Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С.Мухиной

Страница 2

В дошкольном возрасте ребёнок быстро овладевает речью, которая является средством общения, учится с ее помощью рассказывать o значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями. Он учится строить с людьми нормальные отношения. Узнавая от близких, он учится приветствовать людей как принято в eгo обществе. «Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию» [ 3 ]. Эмоционально окрашиваются не только слова, но и сопровождающая их мимика, позы и жесты.

Он подражает родителям и близким людям, то есть идентифицируется с ними. Ребенок неосознанно перенимает стиль общения. Именно семья, считает Мухина В.С., формирует у ребенка тот тип общения, которым пользуются окружающие его близкие люди. «Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении» [ 3 ].

В общении с помощью подражания ребенок усваивает варианты взаимодействия людей друг с другом. Это обусловливается абсолютной зависимостью человека от других людей.

В период старшего дошкольного возраста ребенок стремится к своей реализации в общении с другими людьми и спокойно использует механизмы идентификации и обособления.

Если ребенок обделен любовью, то он может стать неуверенным в себе, становится отчужденным от других, он чувствует себя покинутым и одиноким. Отстраненное отношение родителей к ребенку может привести к возникновению у него чувства отчужденности от других и страх - состояние сильной тревоги и беспокойства. Нельзя запугивать детей для того, чтобы добиться от них послушания (например, «Не будешь слушаться, отдам тебя дяде милиционеру!»). Запугивая ребенка, взрослый должен понимать, что таким образом он показывает не только свою отчужденную позицию, но и проявляет агрессию. Если взрослый не оказывает ребенку поддержки в необычной для него ситуации, предоставляет его самому себе, ребенок чувствует себя покинутым, переживает страх и волнение. Последствием такого отношения может стать боязнь темноты.

Укладывая ребенка спать, взрослые обычно гасят свет и оставляют его одного. Ребенок чувствует себя покинутым. Если он хотя бы раз был напуган в темноте, то впоследствии сама темнота будет его пугать. Частое переживание страха влияет на общее физическое и психическое самочувствие ребенка. От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребенку ничто не угрожает, но он переживает от страха за тех, кого любит. Таким образом, он сочувствует, и это является свидетельством того, что у него развивается такое важное чувство как сопереживание.

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми принципами. «Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности» [ 3 ].

В семье ребенку сообщают, как принято вести себя мальчикам и девочкам. И в каждой культуре существуют закрепившиеся принципы воспитания детей как будущих мужчин и женщин.

Еще стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через наблюдение за взрослыми. Родители являются носителями ценностных ориентаций своего пола. Взрослые ошибутся, если будут неотступно следовать всем стереотипам общепринятого поведения. В воспитании своих детей необходимо разносторонне развивать и мальчиков, и девочек. В старшем дошкольном возрасте дети начинают обнаруживать различную по своим проявлениям манеру поведения мужчин и женщин.

Ребенок способен к подражанию формам поведения, стереотипными формами поведения взрослых, которые могут оказаться вредной привычкой, к примеру, курение.

Утверждаясь в своих моральных качествах, для ребенка важно признание взрослого, к которому он привязан. Он хочет, чтобы взрослые были к нему благосклонны, благодарны ему, признавали его и ценили тот хороший поступок, которым он гордится сам.

Потребность ребенка в общении со взрослыми сводится к тому, что к ним он обращается за оценкой результатов своей деятельности и достижений. Пренебрежение, игнорирование и неуважение в таком случае могут привести к утрате малышом уверенности в себе, в таких случаях необходимо, напротив, поддерживать ребенка. Общение с взрослыми позволяет детям усваивать нормы социального поведения и важными моментами в культурном воспитании становятся знание норм общения и понимание их ценности и необходимости.

Если у старшего дошкольника уже развито чувство ответственности за себя, то это ему очень поможет адаптироваться к грядущему учебному процессу, когда на него будут возлагаться не только новые права, но и новые обязанности.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Организация социально-психологической диагностики
Программное обеспечение социально-психологической диагностики. При разговоре о социально-психологической диагностики следует рассмотреть взаимосвязь понятий, которые в социально-психологической литературе часто употребляются как синонимы ...

Основные виды и функции механизмов психологических защит
В различных источниках описывается разное количество защит. Единой и общепризнанной их классификации нет. Часто психологические защиты делят на 2 группы: 1. Проективные: их цель – не допустить информацию в сознание (расщепление, проекция ...

Границы семьи
Любая система имеет свои границы, которые определяют ее структуру и, соответственно, определено содержание психодинамики семейной жизни. Границы системы или подсистемы представляют собой "правила, определяющие, кто и как участвует во ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru