Понятие эмпатии и ее характеристики

Материалы » Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей » Понятие эмпатии и ее характеристики

Страница 1

«Эмпатия - это способность встать в ботинки другого.»

К. Роджерс

Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению. В связи с этим имеет смысл начать с такого определения, которое разделяется большинством авторов. Начальной точкой может послужить утверждение Мид о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначе говоря, эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека [21].

Первоначальный смысл термина «эмпатия» был буквальным, он означал процесс вчувствования, т. е. эмоционального проникновения в состояние другого [3].

Сам термин пришёл в научную психологию в начале ХХ века. Словом эмпатия (от греческого empatheia - сопереживание) Э. Титченер перевёл немецкое слово Einfuhlung, которым Т. Липпс описывал процесс эстетического восприятия: субъект “вчувствуется” в объект природы или искусства, проецирует себя в него, внутренне имитирует, и таким образом понимает [8].

В контексте широкого определения эмпатии, различные теоретики и исследователи определяли этот термин совершенно по-разному, подчеркивая в нем различные аспекты или смысловые значения [10].

С.Л.Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим.

В. Бойко считал эмпатию формой рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека.

В. Лабунская, Д. Ричардсон, А. Макеева определяют эмпатию как способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого.

Т.П.Гаврилова делит эмпатию на сопереживание и сочувствие и утверждает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия - альтруистические.

М. Шелер, Ф. Олпорт, С.Э. Аш, А. Валлон, В. Уилмер, Э. Стотланд считают, что эмпатия является особенной формой познания, объектом которого является человек [2,5].

Гринсон отличает эмпатию от симпатии, в которой присутствует элемент согласия с тем, что чувствует другой человек, и, следовательно, большая мера эмоциональной вовлеченности. Он также отличает эмпатию от интуиции, поскольку первая связана с чувствами, а последняя - с интеллектом.

Развивая идеи Мелани Кляйн, Нора Баругел, как и Гринсон, различила симпатию и эмпатию, однако дала им другие определения. Симпатия заключается в способности переживать или страдать вместе с другим человеком (syn-pathos), основывающейся на ощущении схожести с объектом. Эмпатия является переживанием или страданием внутри объекта (em-pathos) - в этом случае идентификация осуществляется на основании качеств субъекта, вложенных внутрь объекта (проективная идентификация).

Ямпей определяет эмпатию как способность поставить себя на место другого и прочувствованно разделить его мысли и желания [20].

Карл Роджерс описывает это явление следующим образом: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь, или огорчаюсь» [18].

К концу ХХ века эмпатия все больше рассматривается не как то, что есть - повседневное действие, а как то, что должно быть - "Еще-Не-Явленное" (Э. Блох) специализированное действие, "конкретно-утопическое" познавательно-действенное отношение [17].

Таким образом, следует воспринимать эмпатию ни как сочувствие, ни как переживание, а как вчувствование

– и не более того [13].

Существенной стороной эмпатического переживания является процессуальность, движение, динамика. Только в движении (процессе) возможно следование с дистанцией в один шаг, «как если бы я был он». Для этого процесса следования необходима реальность, в противном случае будет иметь место оценивание эмоционального отклика на нечто, возникающее в воображении, что приближается к интерпретации [15].

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Критерий результативности совместной деятельности
I. Результативность совместной деятельности оценивается по ее конечному продукту. Этот подход наиболее широко представлен в работах по общей психологии, выполненных на материале группового решения задач. Их анализ показывает, что ряд исс ...

Исследование причин национальных конфликтов
Во второй половине двадцатого века в обществе усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности - принадлежности к определённому этносу, "этнической общности". Особую значимость этнос приоб ...

Типология акцентуаций характера
С самого начала становления учения о психопатиях возникла практически важная проблема – как разграничить психопатии как патологические аномалии характера от крайних вариантов нормы. Еще в 1886г. В.М. Бехтерев упоминал о «переходных степен ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru