Общие принципы лежащие в основе интерпретации рисунков
Для более качественного анализа рисуночного материала необходимо руководствоваться рядом положений и придерживаться некоторых правил.
Прежде всего, весь процесс работы над рисунками должен быть построен таким образом, чтобы он мог способствовать актуализации «бессознательной» памяти, ослабляя произвольное внимание.
Главной причиной нарушения в работе «бессознательной» памяти психолога, ее профессиональной направленности возникают под воздействием актуализации его личностных проблем.
Необходимой личностной чертой для практического психолога, как и для врача или психоаналитика, является способность контролировать собственную эмоциональную сферу с целью обеспечения благоприятных условий для профессионального взаимодействия. Нейтрализация собственных эмоциональных переживаний, связанных с проблемой клиента, упреждает возникновение интимных чувств специалиста, и, вместе с этим, нейтрализует актуализацию сопротивления клиента при анализе его материала.
Необходимо процессуально точно и глубинно, без собственной пристрастности провести диагностико-коррекционную работу, показать вариативность перспективных направлений жизненной реализации, а выбрать один из них должен сам клиент.
Профессионализм в первую очередь определяется высоким уровнем социально перцептивной компетенции психолога практика, которая основывается на развитии способности к аутопсихотерапии, высокосензитивной способности восприятия рефлексивной информации, важной для развития социально-перцептивного интеллекта, понимания себя и других. Последнее предусматривает наличие у психолога-практика определенных характеристик мышления, где главное – это способность к обобщению материала клиента благодаря вычленению инвариантных характеристик на фоне вариативного поведения клиента.
Психолог-практик обязан приложить собственные усилия к выявлению сформированных в его детстве автоматизированных вариантов психологической защиты, которая является причиной тенденции отступления от реальности в восприятии социально перцептивной информации, ее пропусков, своеобразие селекции, с целью подтверждения идеализированного «Я» под влиянием потребности завышенных ожиданий на самоутверждение, что структурирует информацию.
Откорректированность психологом практиком собственной тенденциозности в понимании социально перцептивного материала совершенствует способность восприятия человека (и себя) таким, каким он есть, понимание когнитивных предпосылок возникновения различных эмоциональных состояний, что делает возможным их коррекцию не только с ситуативными, но и с базовыми формами психологической защиты [17].
При изучении рисунка часто возникает впечатление, что они говорят больше, чем мы можем расшифровать, тем не имение нужно избегать видеть в рисунке больше, чем там есть, так как рисунки не говорят все. Это лишь помощник, часто не заменимый в понимании проблемы, которую невозможно выразить словами [3].
Нередко наиболее важный смысл заключён в пустом пространстве рисунка, в его «молчании» либо недосказанности (включая паузы в рассказе клиента о своём рисунке, отверстия или вырезания отдельных частей изображения).
Еще по теме:
Теоретическая модель умственного развития
А. и Н. Кауфманов
Наиболее значимым выражением данного подхода является теоретическая модель умственного развития, которая была разработана Аркадием и Николаем Кауфманами [4]. Согласно авторам, существуют 2 базисных типа переработки информации: сукцессивны ...
Особенности развития в подростковом возрасте
Изучение развития психических явлений и возрастной анализ их изменчивости является главной задачей возрастной психологии, которая успешно разрабатывается отечественными и зарубежными психологами. В работах отечественных психологов конца 1 ...
Особенности самооценки у молодежи 20 лет
На этапе молодости, личность выбирает цели и средства их достижения, связанные с различными компонентами своего «Я», и оценивает успешность своих действий в соответствии с Я-концепцией.
В данном периоде на самооценку влияет уровень дости ...



