Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С.Мухиной

Материалы » Влияние отношения и оценки взрослых на развитие общения детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных ученых » Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С.Мухиной

Страница 3

Особое место занимает любовь ребенка к матери. Так как, удовлетворение всех его потребностей происходит через мать. В дошкольном возрасте он обнаруживает потребность в привязанности и признании взрослых.

Мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми является одним их важнейших и определяющих дальнейшее социальное развитие ребенка. Взаимоотношения ребенка с взрослым в большей степени зависят от содержания общения с позиции взрослого.

При условии положительного эмоционального отношения взрослого, ребенок относится к нему с доверием, старается успешнее выполнять свою работу, соблюдать все правила поведения.

Невнимание же, отчуждение, раздражительность взрослого приводят к тому, что ребенок пытается избежать негативных эмоций и замыкается в себе. Это отчуждение взрослого нередко может привести к развитию некоторых отрицательных качеств – замкнутость, лживость, лесть, агрессивность и тому подобное.

В общении с ребенком взрослый должен точно подбирать форму эмоционального отношения. Негатив и позитив для ребенка должны быть особой техникой общения, «где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный проступок» [3, 161 с.].

Мухина В.С. отмечает, что в процессе развития детей обнаруживаются индивидуально-психологические качества (интересы, черты характера). Есть дети любознательные, активные, есть пассивные ничем особо не интересующиеся. Раздражительный и капризный ребенок резко отличается от «открытого», спокойного и доброжелательного.

Элементы общения возникают достаточно рано, когда дети еще играют сами по себе. Интерес к игре сверстника приводит к попыткам установления определенных взаимоотношений. Первые формы общения проявляются в желании ребенка приблизиться к другому ребенку, уступить часть места, играть рядом. С развитием игровых умений и усложнения игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. «В совместно игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи» [ 3 ].

Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него игровая ситуация, не запоминает условий игры, то он изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками

К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы. Ребенок 6 - 7лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми и сверстниками ребенок получает достаточный опыт ответственного поведения. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе. Общение с взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важными моментами в нравственном развитии ребенка становятся знание норм общения и понимание их ценности и необходимости. Если ребенок до школы имеет развитое чувство ответственности за самого себя, за свое поведение, то с этим чувством ответственности он придет и в свой класс.

Мухина В.С. выделяет два вида взаимоотношений в игре – игровые и реальные.

Игровые отношения сводятся к исполнению роли, выбранной ребенком, отношению к детям в соответствии с сюжетом игры.

Очень важную роль для дошкольника играет влияние общения со сверстниками. Интерес и симпатия к другим детям переходит в потребность общения с ними.

Эта потребность развивается на основе совместной игровой деятельности, при выполнении общего задания и так далее.

Мухина В.С. указывает, что в условиях общественного воспитания дошкольников, когда ребенок находится среди других детей, вступая во взаимоотношения с ними, образуется, так называемое, «детское общество» [ 3 ]. В этих условиях ребенок-дошкольник приобретает первые навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношений с другими людьми.

Именно в условиях общения со сверстниками ребенок может применять усваиваемые им правила и нормы поведения по отношению к другим, к различным ситуациям. В совместной деятельности детей возникают ситуации, направляющие детей считаться с мнением коллектива, согласовывать свои действия с другими для достижения общей цели. В этих случаях дети не всегда находят нужные способы поведения. Между ними часто возникают конфликты, так как каждый пытается отстоять свои права, при этом, не считаясь с правами сверстников. Здесь воспитатель играет важную роль, - вмешиваясь в такие конфликты, он учит детей осознанному выполнению норм поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Виды и направления оказания психологической помощи семье ожидающей ребенка
Второй нормативный кризис традиционно рассматривается как переходный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребенка. При этом психологи анализирую особенности протекания данного кризиса, часто игнорируют период зачатия ...

Психофизический параллелизм Г.В. Лейбница
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) родился в Лейпциге, в семье профессора философии Лейпцигского университета. Образование он получил в Лейпцигском и Йенском университетах, где занимался изучением логики, философии, юриспруденции и мат ...

Ролевые позиции тренера
Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства тренера по футболу, позволяет выделить основные ролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности. Tpенеp — теоретик и практик. А. С Макаренко говорил, что у ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru