Особенности взаимоотношений ребенок-родитель в подростковом возрасте

Материалы » Влияние детско-родительских отношений на профессиональный выбор подростка » Особенности взаимоотношений ребенок-родитель в подростковом возрасте

Страница 1

Специфика детско-родительских отношений заключается в их постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Взаимоотношения со взрослыми – одна из важнейших проблем подросткового возраста. Существует общая закономерность и проблема переходного возраста – это переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. Во многих семьях, особенно в авторитетных, эти изменения происходят болезненно и воспринимаются родителями как непослушание, вызывающее поведение и т.д. С точки зрения подростка мать и отец выступают: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, распорядитель благ, поощрений и наказаний; как пример для подражания, воплощение лучших человеческих качеств; как друг и советчик, которому можно доверить многое. Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются [2]. Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом.

Теоретически, хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто бы то ни было другой. Но с ребенком происходят изменения, и часто они совершаются слишком быстро для родительского глаза.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом – далекие, холодные и враждебные.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование определенных черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом – пассивность, зависимость, слепое послушание. Чтобы понять взаимоотношения подростков с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, и особенно в подростковом возрасте, эта зависимость начинает тяготить ребенка. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в эмансипации от контроля и опеки родителей, от установленных ими правил и порядков. Есть достоверные данные о том, что избыток эмоционального тепла затрудняет формирование внутренней автономии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера, то есть "слишком уютное родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в противоречивый сложный взрослый мир". Однако, отсутствие эмоционального тепла также и повышенный контроль также могут привести к ощущению ненужности. Авторитетность родителей в подростковом возрасте уже не воспринимается абсолютно и некритично, как в детстве. У подростка есть другие авторитеты, кроме родителей. Большинству детей хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей тяге к самостоятельности они остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Реальные взаимоотношения подростков и родителей часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего [15]. Понять внутренний мир другого человека можно только при уважении к нему, приняв его безусловно, как некую автономную реальность. Неумение, нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном внутреннем мире уже не маленького ребенка, взглянуть на проблему глазами сына или дочери, уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – все это создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

В психолого-педагогической литературе дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников [2]. Но на этот вопрос не может быть однозначного ответа. Автономия от взрослых и значение общества сверстников растут. Общая закономерность состоит в том, что, чем хуже отношения подростка с родителями, тем чаще он будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников и соответственно автономнее будет его общение от взрослых. Но влияния родителей не всегда противоположны, чаще они взаимодополняемы.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Понятие синдрома эмоционального выгорания
Одной из центральных проблем психологической отрасли в последние годы стала распространённость нарушений психической адаптации. Это связано с издержками развития человеческого общества в целом (рост требований к психологическим ресурсам ...

Потребности достижения и аффимации и их роль в достижении профессионального успеха
Потребность в достижении — наиболее подробно изученная из 20 психол. потребностей, описанных Г. А. Мюрреем в его классической работе «Исследование личности». В ранних исследованиях предполагалось, что Потребность достижения (далее П. д.) ...

Мудрость Дао
Дао предлагает лечить (а лучше проводить профилактику заболеваний) лёгкие с помощью звука «сссссссссссс» при медленном выдыхании сквозь зубы и слегка разъединённые губы. Выполняется сидя на стуле с раздвинутыми ногами. На почки следует во ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru