Психологические особенности "трудных" детей

Материалы » Психологические особенности "трудных" школьников » Психологические особенности "трудных" детей

Деликвентный подросток - тот же маленький ребенок, поскольку, так же как и он, не может отказаться от незамедлительного получения удовольствия в пользу принципа реальности. Он делает и говорит вещи, которые считаются нормальными для ранних стадий детского развития, но которые совершенно неадекватны и антисоциальны, потому что доводят его до конфликта с обществом. Если рассматривать различные симптомы деликвентности под этим углом зрения, то они становятся понятными. В воспитательных школах, как и в детских садах, нередки вспышки ревности и постоянные ссоры не только между маленькими детьми, но и теми, которые постарше. Большинство из них, как и малыши, находятся под влиянием физиологических импульсов; непричесанные волосы и запачканная одежда не беспокоят их. Очень многие черты, наблюдаемые у деликвентных подростков, можно истолковать как детские, даже если они очень искажены. Как и у детей, круг их интересов узок, а суждения примитивны. Они мгновенно реагируют на любой стимул и не сдерживают своих эмоций. 6

Бытует мнение, что у деликвентного подростка только часть эго способно осуществить переход от инфантильной зависимости, от бессознательного мира удовольствия к контакту с реальностью. Почему же другая часть его эго остается такой незрелой? Дело в том, что другая часть развивалась в соответствии или с опережением его биологического возраста. У каждого деликвентного подростка можно обнаружить расщепление эго. Часть личности зависима от доминирующего стремления к удовольствию, в то время как другая реагирует вполне разумно и зрело. Такой подросток часто проявляет себя особенно опытными в приспособлении к действительности в тех ситуациях, в которых имеет место простая борьба за существование.

Очевидно, что для трудного подростка свойственны определенные нарушения эго-развития. Мы знаем происхождение этих нарушений, но так до сих пор не понимаем, каким образом они начинают вдруг действовать. Если мы проведем аналогию с неврозом, то можем прийти к общему объяснению. Здесь можно рассматривать две возможности. Во-первых, не наблюдается нормального течения фаз развития вследствие неправильного воспитания; например, какие-либо психические функции или их фрагменты остаются на ранних стадиях развития. Такое положение дел мы обычно называем задержкой психического развития. Во-вторых, составляющие психических функций, уже достигшие высшего уровня развития, по какой-то причине отбрасываются на низкую ступень. Данное явление мы называем регрессией. Суммируя вышесказанное, мы можем заключить: что деликвентность является следствием задержки развития или регрессии, которая возникает где-то на пути от примитивной адаптации к реальности, к социальной адаптации. Что под этим понимать станет понятней, если сравнить деликвентность, развивающую постепенно, и деликвентность, которая внезапно обнаруживается у индивида, до этого считавшегося нормальным. Мы не должны забывать, что такой ребенок способен адаптироваться к реальности примитивным способом и что это как раз является почвой для возникновения трудностей в приспособлении к обществу. Невозможность отстаивать свои права в приемлемой манере ведет его к конфликту со средой.

Еще по теме:

Коррекционно-развивающая программа «Я и мир вокруг меня: путь к взаимопониманию»
Ход всей коррекционно-развивающей работы и содержание воздействия определялось программой по оптимизации процесса социальной адаптации посредством игровой деятельности, предназначенной для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Возмож ...

Факторы саморегуляции индивидуального стиля деятельности
Данный вопрос отражает представления о пределах изменчивости функционирования человека, о вариативности способов его деятельности, их энергетической составляющей и о том, в какой мере субъект деятельности может осознанно выбирать приемы д ...

Общая характеристика дошкольного возраста в психологической литературе
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше стан ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru