Особенности подросткового общения

Материалы » Феномены рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии старших подростков » Особенности подросткового общения

Страница 1

Подростковый период по продолжительности превосходит все предыдущие периоды развития, здесь наиболее ярко проявляется эффект взросления – взятие «на себя полноценного исполнения социальной роли». [17] Д.Б. Эльконин выделяет это центральным новообразованием подростничества, т.е. возникновение представления о себе как «не о ребенке»; у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Стремление быть и считаться взрослым – психологический критерий начала подросткового возраста. [9,13]

В современной психологии общепринятым является положение о фундаментальной потребности человека в общении, о том, что именно общение людей играет ключевую роль в психическом развитии личности. Общение представляет собой «функциональный орган» психического развития личности, с помощью которого происходит включение развивающейся личности в способ социальной связи людей, типичный для определенного общества на начальном этапе его развития. Общение – это тот способ, или, точнее, совокупность, ансамбль способов, на основании которых развиваются и элементарные (низшие) психические функции и происходит присвоение высших психических функций, в частности приобщение к тому общему, что есть у людей. При этом процесс осознания себя как члена общества онтогенетически происходит через некоторое само отчуждение, личности, через отождествление себя с Другим, и через это отождествление происходит обращение с требованиями к себе и окружающим людям. Этим Другим для подростка может быть кто-то из его семейного окружения, других взрослых, однако, известно, что наиболее привлекательны для подростков их сверстники, чаще группа подростков [23]. А так как взрослое сообщество еще не принимает подростка на равных, оказывает известное сопротивление, общение со сверстниками в позиции «взрослого» становится основной деятельностью этого возраста. Происходят образования групп сверстников [5], в которых реализуется возможность построения межличностных отношений: общение, переговоры, убеждения и конфликты со сверстниками, что является важным фактором развития социальных навыков [15]; образуется своя, чисто подростковая субкультура – субкультура «тинейджеров», порождающая специфические нормы поведения и свои ценности, независимые от культуры взрослых. Подростковая культура существует благодаря огромной привлекательности для подростков свойственных ей норм, нередко входящих в противоречие с теми ценностями, которые движут миром взрослых – родителей и учителей.[10]

В группах сверстников, в том числе школьных коллективах, существует своя иерархия. Одним из основных параметров, характеризующих положение в группе, является место, занимаемое в структуре симпатий и антипатий, которое традиционно описывается социометрическим статусом популярности – системой выборов [19]. Ситуация, при которой подростки, выбирая, популярных сверстников, наделяя их высоким статусом, не получают адекватной обратной связи со стороны своих одногруппников, осмысливается и переживается данными подростками как негативная, способствует у них снижению самоуважения, развитию негативного само отношения и личностной тревожности. Низко статусные, непопулярные подростки отличаются не успешностью в ситуации межличностного взаимодействия (отсутствием коммуникативной компетентности); замкнутостью [15], негативным само отношением, в том числе у «принятых» - отсутствием уверенности в симпатиях одноклассников, у «непринятых» - склонностью к зависимости и колебаниям в принятии решений в сочетании с селективностью в общении, противоречивым характером потребностей во включении [2]. Все перечисленное взаимозависимо со степенью развития коммуникативных навыков [15].

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
Сам теpмин «выгоpание» впеpвые пpедложил Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году для описания демоpализации, pазочаpования и кpайней yсталости, котоpые он наблюдал y pаботников психиатpических yчpеждений. Он pазpаботал новyю модель для pассмотpе ...

Особенности развития в подростковом возрасте
Изучение развития психических явлений и возрастной анализ их изменчивости является главной задачей возрастной психологии, которая успешно разрабатывается отечественными и зарубежными психологами. В работах отечественных психологов конца 1 ...

Понятие социальной адаптации и дезадаптация ребенка
Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить И.А. Погодина, Г.М. Андрееву, В.М. Зубкову, Г.М. Сапожникову, Б.А. Кугана, А. М. Прихожан, А.В. М ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru