Организация социально-психологической диагностики
Тип выборки во многом определяется целями, задачами и гипотезами социально-психологического диагностирования, а также структурой изучаемого объекта .Так, механическая выборка допустима, когда есть уверенность в том, что изучаемые признаки достаточно равномерно распределены в генеральной совокупности и не требуют детального и глубокого изучения внутренних взаимосвязей данном объекте. Районированная выборка предлагает отбор не отдельных индивидов, а отдельных социальных групп, организаций, члены которой обладают какой то значимой для диагноза качественной характеристикой, отличающий их друг от друга. Это могут быть социально-экономические особенности региона, уровень жизни, уровень правонарушений и т.д.
Как правило, на практике, особенно при диагностировании социально-психологических явлений на макроуровне, прибегают к смешанному типу выборки: районированная на первом этапе ее формирования и случайная механическая или квотная – на последнем ее этапе. Квотная выборка предполагается там, где требуется изучить и выявить сложные внутренние взаимозависимости изучаемого объекта.
Что касается объемов выборки, то они могут варьироваться в очень больших пределах – от нескольких десятков единиц, до несколько тысяч. Эти размеры зависят, прежде всего, от масштабов диагностируемого явления, а так же от внутренней его сложности и степени выявления следственно-причинной связи между переменными внутри этого явления.
На макро - и личностном уровнях обоснованность и надежность данных достигаются за счет стандартизации обеспечения валидности и надежности методик.
Завершается написание программы диагностирования составлением рабочего плана-графика его реализации, в котором последовательно в соответствии с сетевым графиком перечисляются виды работ, выполняемых практическими психологами, сроки их реализации, ответственные за реализацию каждого этапа обследования.
Традиционно сложилось так, что при диагностике массовых социально-психологических явлений используется программное обеспечение. Но как бы не респектабельно выглядела программа и какой бы внешний эффект не производила на Заказчика или Клиента, практический психолог не в силах в полном объеме ее составить по любому поводу. В противном случае его лишат работы на следующий день Заказчика, Клиента интересует конечный результат, а не научные атрибуты.
Еще по теме:
Студенчество как период кризиса эмоциональной сферы личности
Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение ...
Стили лидерства
Традиционными для социальной психологии являются исследования стиля лидерства, начало которым было положено в США в экспериментах под руководством К.Левина. Именно тогда были выявлены и прочно укоренились в социальной психологии представл ...
Характелогические особенности личности. Проблема становления в дошкольном
возрасте
Характер –
это совокупность устойчивых качеств личности, которые формируются прижизненно, в процессе взаимодействия с социумом. Структурой характера
называют - отдельные свойства характера, которые зависят друг от друга, связаны друг с ...