Организация социально-психологической диагностики

Материалы » Основные методы социально-психологических исследований » Организация социально-психологической диагностики

Страница 2

После формулировки проблемы в программе уточняется предмет и объект диагностирования.

Весьма важным при разработке программы диагностирования является формулировка цели и задач обследования. Под целью принято понимать конечный результат, которого хочет добиться специальный психолог в соответствии с проблемой и предметом, а под задачами – промежуточные результаты, последовательное решение которых позволяет достичь цели.

Подобное описание задач важно для последующего этапа разработки программы-формирования гипотез. Все элементы программы теснейшим образом взаимосвязаны. К сожалению, анализ многих программ как научных, так и прикладных обследований показывает, что часто такой взаимосвязи между элементами в них нет.

Обязательным элементом программы является также эмпирическое обследование основных понятий, используемых в исследовании. При этом содержание какого-либо понятия, за которым стоит определенное социальное - психологическое явление, как бы расширяется на ряд других понятий более низкого уровня, имеющего эмпирические показатели реальной социальной действительности. Такое эмпирическое определение понятий важно еще и потому, что в социальной психологии существует много понятий, которые весьма по-разному определяются разными авторами. Это может приводить к различным результатам при диагностировании одного и того же предмета и объекта. Поэтому столь важно знать, что же вкладывается в то или иное понятие на уровне эмпирических индикаторов.[18, c 45]

В случае, когда речь идет об однозначно понимаемых терминах, эмпирического определения понятий как элемента программы прикладного обследования не требуется.

Помимо теоретико-методологической части, существует еще и процедурная часть программы. Она включает в себя описание методов и конкретных методик диагностирования, указания выборочного стратегического плана обследования и его организацию, план-график всего процесса диагностирования, от разработки программ и согласования ее с заказчиком до составления итогового отчета или справки с результатами диагностирования и их анализом.

Социально-психологическая диагностика всегда осуществляется в рамках той или иной теоретической концепции, парадигмы, например позитивистской или понимающей психологии. Причем эффективность социально-психологической диагностики зависит как от выбранной парадигмы, так и от отобранных на ее основе методов и методик, которые должны быть адекватны объекту и предмету, конкретной проблемной ситуации.

После того как выбраны и описаны методы и методики диагностики, психолог-практик переходит к выбору стратегического плана обследования диагностируемого объекта – разведывательному, описательному или экспериментальному. Разведывательный план выбирается при полной неизученности объекта. В этом случае отбираются и адекватные ему методики и методы: полусвободное наблюдение, свободное интервью, традиционный анализ документов.

В случае определенной предварительной изученности выбирается описательный план диагностирования и соответствующие ему методы.

После выбора метода и методик, адекватных диагностируемой проблеме, задачам и гипотезам, изложенным в теоретико-методологической части программы, дается краткое описание организации всего процесса диагностирования. В этом разделе процедурной части указывается, кто является заказчиком и исполнителем данного обследования, и в какие сроки оно осуществляется. Уточняется конкретный объект исследования. Указывается тип выборки (если речь идет не о сплошном, а о выборочном обследовании).

Как правило, выборочное исследование осуществляется при диагностировании социально-психологических явлений на макро- и микроуровнях в целях экономии времени и средств. Делается это для обеспечения репрезентативности данных. Процедура отбора единиц в выборку для последующего диагностирования может быть достаточно простой, когда отбирается каждый десятый, сотый член какой-либо общины, коллектива. Или же достаточно сложной в случае, например, квотной выборки, когда стараются отбирать в выборку индивидов сразу по нескольким значимым параметрам, чтобы в совокупности они отражали в миниатюре обследуемую генеральную совокупность, т.е. какую-либо популяцию людей или вещей.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Проявления застенчивости у детей
Как правило, застенчивость проявляется в детстве. Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей, когда ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят в гости. Ребёнок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрос ...

Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности
Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений. Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок ...

Основание эмпирической психологии в творчестве Джона Локка
эмпирический психофизический параллелизм познание Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632— 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеолог революции 168 ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru