Организация социально-психологической диагностики

Материалы » Основные методы социально-психологических исследований » Организация социально-психологической диагностики

Страница 2

После формулировки проблемы в программе уточняется предмет и объект диагностирования.

Весьма важным при разработке программы диагностирования является формулировка цели и задач обследования. Под целью принято понимать конечный результат, которого хочет добиться специальный психолог в соответствии с проблемой и предметом, а под задачами – промежуточные результаты, последовательное решение которых позволяет достичь цели.

Подобное описание задач важно для последующего этапа разработки программы-формирования гипотез. Все элементы программы теснейшим образом взаимосвязаны. К сожалению, анализ многих программ как научных, так и прикладных обследований показывает, что часто такой взаимосвязи между элементами в них нет.

Обязательным элементом программы является также эмпирическое обследование основных понятий, используемых в исследовании. При этом содержание какого-либо понятия, за которым стоит определенное социальное - психологическое явление, как бы расширяется на ряд других понятий более низкого уровня, имеющего эмпирические показатели реальной социальной действительности. Такое эмпирическое определение понятий важно еще и потому, что в социальной психологии существует много понятий, которые весьма по-разному определяются разными авторами. Это может приводить к различным результатам при диагностировании одного и того же предмета и объекта. Поэтому столь важно знать, что же вкладывается в то или иное понятие на уровне эмпирических индикаторов.[18, c 45]

В случае, когда речь идет об однозначно понимаемых терминах, эмпирического определения понятий как элемента программы прикладного обследования не требуется.

Помимо теоретико-методологической части, существует еще и процедурная часть программы. Она включает в себя описание методов и конкретных методик диагностирования, указания выборочного стратегического плана обследования и его организацию, план-график всего процесса диагностирования, от разработки программ и согласования ее с заказчиком до составления итогового отчета или справки с результатами диагностирования и их анализом.

Социально-психологическая диагностика всегда осуществляется в рамках той или иной теоретической концепции, парадигмы, например позитивистской или понимающей психологии. Причем эффективность социально-психологической диагностики зависит как от выбранной парадигмы, так и от отобранных на ее основе методов и методик, которые должны быть адекватны объекту и предмету, конкретной проблемной ситуации.

После того как выбраны и описаны методы и методики диагностики, психолог-практик переходит к выбору стратегического плана обследования диагностируемого объекта – разведывательному, описательному или экспериментальному. Разведывательный план выбирается при полной неизученности объекта. В этом случае отбираются и адекватные ему методики и методы: полусвободное наблюдение, свободное интервью, традиционный анализ документов.

В случае определенной предварительной изученности выбирается описательный план диагностирования и соответствующие ему методы.

После выбора метода и методик, адекватных диагностируемой проблеме, задачам и гипотезам, изложенным в теоретико-методологической части программы, дается краткое описание организации всего процесса диагностирования. В этом разделе процедурной части указывается, кто является заказчиком и исполнителем данного обследования, и в какие сроки оно осуществляется. Уточняется конкретный объект исследования. Указывается тип выборки (если речь идет не о сплошном, а о выборочном обследовании).

Как правило, выборочное исследование осуществляется при диагностировании социально-психологических явлений на макро- и микроуровнях в целях экономии времени и средств. Делается это для обеспечения репрезентативности данных. Процедура отбора единиц в выборку для последующего диагностирования может быть достаточно простой, когда отбирается каждый десятый, сотый член какой-либо общины, коллектива. Или же достаточно сложной в случае, например, квотной выборки, когда стараются отбирать в выборку индивидов сразу по нескольким значимым параметрам, чтобы в совокупности они отражали в миниатюре обследуемую генеральную совокупность, т.е. какую-либо популяцию людей или вещей.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Что такое конфликты и какими они бывают
Прежде чем обсуждать технику разрешения конфликтов, следует разобраться в том что такое конфликт. Со словом конфликт ассоциируются такие малоприятные вещи, как “ссора”, “скандал”, “спор”, “выяснение отношений” и т.д. Ссоры и скандалы, бе ...

Интерпретация некоторых символов в детском рисунке
Более полная расшифровка деталей может основываться на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возни ...

Понятие нормативного и ненормативного кризисов семьи
Понятие «нормативный кризис» связано с термином «жизненный цикл семьи», который впервые ввели в 1948 г. Э. Дюваль и Р. Хилл. Авторы рассматривали жизненный цикл семьи как периодические изменения, происходящие в семье в зависимости от стаж ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru