Зеркальные феномены. Феномен обратной последовательности. Феномен предвосхищения

Материалы » Особенности проявления в обучении левшества » Зеркальные феномены. Феномен обратной последовательности. Феномен предвосхищения

Страница 1

В силу физиологической обусловленности зеркальность не только не осознается в ходе движения, но и зеркально написанный текст читается леворукими детьми без особого труда. Зеркальные формы деятельности давно привлекали внимание ученых. Так названы эти формы деятельности потому, что выполняющий сейчас письмо или движения, чтение и восприятие левша может выглядеть как зеркальное отражение правши, выполняющего ту же деятельность.

Давно обращено внимание на то, что у леворуких встречается зеркальное письмо. У большинства детей в возрасте от 3до 7 лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, и оно является необходимым этапом овладения письмом. Но все же в литературе больше описаний зеркального письма у леворуких. Зеркальное письмо реализуется справа налево. Переставляют местами правые и левые детали букв, редко- верхние и нижние.

Чтение текста возможно при его отражении в зеркале и обычном чтении слева направо. Пространственное положение букв перевернуто на 180*. Может быть полным или частичным, когда зеркально пишутся только некоторые буквы. Зеркальное письмо выявлено у 11% школьников, чаще у мальчиков, чем у девочек. У переученных детей левшей оно может обнаруживаться в состоянии утомления, сниженного внимания.

Зеркальности в момент письма многие левши не осознают.

Зеркальное чтение встречается реже, чем зеркальное письмо. Под названием «зеркальное» описываются различные варианты чтения. Наиболее частым является чтение зеркально написанного теста. Левша прочитает такой текст столь же быстро, как любой другой обычно написанный текст. Но такое чтение не всегда сопутствует зеркальному письму. Некоторые из левшей пишут зеркально, но прочитать написанное не могут.

По сравнению с зеркальным письмом в литературе несравненно меньше уделено внимания зеркальным движениям. Зеркальные движения, как и зеркальное письмо, часто не осознаются лицом, их совершающим. Не осознается противоположная их направленность в пространстве. Зеркальные движения проявляются чаще в сочетании с трудностью пространственных представлений, различения правого и левого, ориентировки и восприятия пространства вообще.

Зеркальное рисование часто проявляется у детей. W. Stern отмечал «выворачивание» при рисовании в детстве: «верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности и даже не замечает ее». Чаще зеркально рисуется субъектом предмет, отсутствующий непосредственно перед рисующим, но знакомый ему по прошлым восприятиям. У рисующего зеркально имеют место зеркальные ошибки и в восприятии, и в представлении [11; с.106].

К представленным феноменам можно добавить зеркальное представление, когда у левшей в момент мысленного представления отсутствующий непосредственно перед ним предмет зеркально отображен в сознании. Все эти феномены говорят о том, что деятельность (в момент письма, рисования, чтения, восприятия, представления, совершения какого-либо движения) у левши организуется в пространстве как бы, наоборот, по сравнению с теми же видами деятельности у правши [19; с.97].

Феномен обратной последовательности устной и письменной речи состоит в способности выговаривать звуки и писать буквы в слове в обратном порядке, т.е. так что первые звуки и буквы оказываются последними, а последние-первыми.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Практическое использование зонального пространства
Обычно наша интимная зона нарушается тем или иным человеком по двум причинам. Первая, когда "нарушитель" является нашим близким родственником или другом, или же человеком имеющим сексуальные намерения. Вторая, когда нарушитель п ...

Отношения с окружающими
Изменяются с поступлением в школу и отношения ребенка с окружающими. Учитель обращается к нему, как правило, строже, чем воспитательница, в которой он видел «заместительницу» мамы. И дома к нему уже относятся по-другому: как к человеку, у ...

Проблема школьной тревожности в психологии
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru