Организация социально-психологической диагностики

Материалы » Основные методы социально-психологических исследований » Организация социально-психологической диагностики

Страница 1

Программное обеспечение социально-психологической диагностики.

При разговоре о социально-психологической диагностики следует рассмотреть взаимосвязь понятий, которые в социально-психологической литературе часто употребляются как синонимы. Речь идет о терминах «психодиагностика», «исследование», «обследование», «установление диагноза».

Термин «исследование» целесообразней употреблять, когда речь идет о фундаментальном изучении научных проблем, когда осуществляется приращение знания для науки. Когда же речь идет о прикладных исследованиях, призванных решать практические задачи (распознание явлений, описание его характеристик, выяснение причин и построение диагноза), то целесообразней пользоваться термином «социально-психологическая диагностика». «Установление диагноза» в этом случае является конечным, заключительным этапом диагностики как процесса, включающего в качестве предыдущих этапов сбор данных в соответствии с задачами, которые ставит заказчик, решение многих организационных вопросов, когда диагностируются организации , большие социальные группы, обработка и анализ информацию.

Причем следует отметить, что особенности организационной стороны диагностирования, предшествующей установления социально-психологического диагноза, зависят в значительной степени от уровня диагностируемых явлений (макро-, среднего, микро- и личностного уровней), от сферы, в которой наблюдается данное явление (социально-бытовая, производственно-экономическая и пр.), а также от условий, в которых протекает диагностируемое явление и находится объект изучения (нормальные, осложненные или экстремальные).

Логика научного, особенно фундаментального исследования, в том числе и социального, привела к разработке довольно жесткого механизма, алгоритма получения научных результатов. Такой алгоритм, или план получил название программы социально исследования. Она включает в себя, в частности, формулировку проблемы, определения объекта и предмета исследования, формулировку цели и задач, эмпирическое определение основных понятий, используемых в исследовании, выдвижение гипотез, описания методов и методик, составления плана-графика исследования.

Существует мнение, что такого рода программы следует разрабатывать лишь при проведении фундаментальных исследований, а психологу – прикладнику тратить время и усилия на написание подобных программ вовсе необязательно. Однако, такая точка зрения справедлива лишь отчасти. Разумеется, вряд ля целесообразно психологу-прикладнику разрабатывать такие же программы при диагностировании социально-психологических характеристик групп и личности, как при проведении фундаментальных исследований. Тем не менее в упрощенном, «облегченном» виде подобная программа действий по достижению поставленной цели и решению поставленных задач должна иметь место в любом случае.

Без четкого определения проблемы, ограничения в связи с этим предмета диагностирования, без эмпирического определения основных понятий, без четкого перечисления задач в соответствии с поставленной целью и формулировки гипотез, а все это структурные компоненты программы, невозможно или очень трудно провести целенаправленное диагностирование социально-психологических явлений.

Кроме того, наличие программы диагностирования сложных социально-психологических явлений позволяет как заказчику, так и другим исследователям или экспертам судить о достаточно обоснованно о компетентности Исполнителя (практического психолога), дает возможность повторить диагностирование согласно изложенному в программе алгоритму и проверить полученные результаты. В ряде случаев Заказчик, опираясь на экспертное заключение о непрофессионально подготовленной программе, явлении, может прекратить финансирование и выбрать своевременно другого исполнителя, сэкономив тем самым свои средства и время.

Программа начинается, как правило, с уточнения и формулировки проблемы, которая задается заказчиком, а не интересом психолога или его научным руководителем. Однако заказчик довольно часто сам не может достаточно четко в терминах социальной психологии сформулировать проблему или же формирует ее своим обыденным языком в меру своего понимания ситуации и своих намерений. В связи с этим психолог-практик скорректировать более четко сформулировать проблему диагностического обследования.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Факторы, способствующие и препятствующие внедрению нового
Вполне естественными препятствиями для распространения нового служат некоторые межгрупповые механизмы группового восприятия: стереотипизация, идентификация, децентрация, хорошо описанные В.С. Агеевым (Агеев, 1989). Идентификация – процес ...

Поведение детей старшего дошкольного возраста как форма отражения отношений с взрослыми в работах И.В. Дубровиной
Дубровина Ирина Владимировна – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, возглавляет лабораторию научных основ детской практической психологии Психологического института РАО. Ряд особенностей поведения является нормальным тол ...

Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него форми ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru