Организация социально-психологической диагностики

Материалы » Основные методы социально-психологических исследований » Организация социально-психологической диагностики

Страница 1

Программное обеспечение социально-психологической диагностики.

При разговоре о социально-психологической диагностики следует рассмотреть взаимосвязь понятий, которые в социально-психологической литературе часто употребляются как синонимы. Речь идет о терминах «психодиагностика», «исследование», «обследование», «установление диагноза».

Термин «исследование» целесообразней употреблять, когда речь идет о фундаментальном изучении научных проблем, когда осуществляется приращение знания для науки. Когда же речь идет о прикладных исследованиях, призванных решать практические задачи (распознание явлений, описание его характеристик, выяснение причин и построение диагноза), то целесообразней пользоваться термином «социально-психологическая диагностика». «Установление диагноза» в этом случае является конечным, заключительным этапом диагностики как процесса, включающего в качестве предыдущих этапов сбор данных в соответствии с задачами, которые ставит заказчик, решение многих организационных вопросов, когда диагностируются организации , большие социальные группы, обработка и анализ информацию.

Причем следует отметить, что особенности организационной стороны диагностирования, предшествующей установления социально-психологического диагноза, зависят в значительной степени от уровня диагностируемых явлений (макро-, среднего, микро- и личностного уровней), от сферы, в которой наблюдается данное явление (социально-бытовая, производственно-экономическая и пр.), а также от условий, в которых протекает диагностируемое явление и находится объект изучения (нормальные, осложненные или экстремальные).

Логика научного, особенно фундаментального исследования, в том числе и социального, привела к разработке довольно жесткого механизма, алгоритма получения научных результатов. Такой алгоритм, или план получил название программы социально исследования. Она включает в себя, в частности, формулировку проблемы, определения объекта и предмета исследования, формулировку цели и задач, эмпирическое определение основных понятий, используемых в исследовании, выдвижение гипотез, описания методов и методик, составления плана-графика исследования.

Существует мнение, что такого рода программы следует разрабатывать лишь при проведении фундаментальных исследований, а психологу – прикладнику тратить время и усилия на написание подобных программ вовсе необязательно. Однако, такая точка зрения справедлива лишь отчасти. Разумеется, вряд ля целесообразно психологу-прикладнику разрабатывать такие же программы при диагностировании социально-психологических характеристик групп и личности, как при проведении фундаментальных исследований. Тем не менее в упрощенном, «облегченном» виде подобная программа действий по достижению поставленной цели и решению поставленных задач должна иметь место в любом случае.

Без четкого определения проблемы, ограничения в связи с этим предмета диагностирования, без эмпирического определения основных понятий, без четкого перечисления задач в соответствии с поставленной целью и формулировки гипотез, а все это структурные компоненты программы, невозможно или очень трудно провести целенаправленное диагностирование социально-психологических явлений.

Кроме того, наличие программы диагностирования сложных социально-психологических явлений позволяет как заказчику, так и другим исследователям или экспертам судить о достаточно обоснованно о компетентности Исполнителя (практического психолога), дает возможность повторить диагностирование согласно изложенному в программе алгоритму и проверить полученные результаты. В ряде случаев Заказчик, опираясь на экспертное заключение о непрофессионально подготовленной программе, явлении, может прекратить финансирование и выбрать своевременно другого исполнителя, сэкономив тем самым свои средства и время.

Программа начинается, как правило, с уточнения и формулировки проблемы, которая задается заказчиком, а не интересом психолога или его научным руководителем. Однако заказчик довольно часто сам не может достаточно четко в терминах социальной психологии сформулировать проблему или же формирует ее своим обыденным языком в меру своего понимания ситуации и своих намерений. В связи с этим психолог-практик скорректировать более четко сформулировать проблему диагностического обследования.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Понятие тревожности
Тревожность – личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения ...

Особенности самосознания подростков
Личность – это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На ран ...

Особенности развития эмоциональной сферы детей, воспитывающихся вне семьи
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоор ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru