Определение межличностных отношений

Материалы » Межличностные отношения старших подростков и их социальный статус в классе » Определение межличностных отношений

Страница 3

Эти потенциалы объединяются в три комплекса, которые представляют собой структурную модель социально-психологического климата: личностный комплекс (потенциалы признания и самовыражения личности), комплекс творческой реализации (потенциал выбора условий деятельности, потенциал обновления деятельности), комплекс внешних условий деятельности (потенциал психологической напряженности, потенциал определенности).

Под регуляцией СПК понимается такой способ преднамеренного воздействия на те или стороны психологической жизнедеятельности коллектива, который приводит к изменению содержания структуры СПК в направлении, отражающем тенденцию социального развития коллектива.

Малые группы также классифицируются на референтные, нереферентные и антиреферентные (Г.Хаймен).

Референтной называется группа, к которой человек себя причисляет, образец для подражания ее целям, убеждениям, нормам, ценностям, формам поведения (2, 445).

Нереферентная – группа, чуждая или безразличная для человека.

Антиреферентная – группа, которую человек не приемлет, отрицает, отвергает.

Положение индивида в группе определяется статусом, системой групповых ожиданий, групповыми нормами.

Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии (2,445).

Система групповых ожиданий – совокупность мнений об ожидаемом поведении данного человека в данной группе.

Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

Групповая работоспособность определяется групповой совместимостью, т.е. сочетанием психологических особенностей каждого члена группы, которая обеспечивает удовлетворенность деятельностью и эффективность деятельности.

Отрицательные взаимодействия в группе порождают тревожность (беспокойство, страх, опасение), фрустрацию и конфликты.

Тревожность бывает личная (эта черта личности устойчива, независима от конкретной обстановки) и ситуативная (возникает в сходных ситуациях экзамена).

Фрустрация – состояние эмоционального расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении цели, бесплодность усилий (2, 445).

Причины тревожности: наказания, необоснованные запреты. Эти причины могут стать причиной фрустрации, которые сопровождаются разочарованием , раздражением, тревогой, отчаянием, агрессией и порождают конфликты.

Конфликт – это трудно устанавливаемое разногласие, чреватое серьезными, далеко идущими последствиями, если оно своевременно не будет устранено (3, 83).

Конфликт – это столкновение противоречивых взглядов, несовместимых друг с другом точек зрения, интересов, норм и форм поведения.

Существование сложных взаимоотношений, конфликтов и противоречий между людьми во все времена и протяжении всей истории человечества убеждает нас в том, что они неизбежны или трудно устранимы. А некоторые психологи считаю, что конфликты необходимы для нормального существования людей.

Существует много трудностей во взаимоотношениях людей.

Первой из них является то, что люди довольно часто, помимо своего желания, оказываются невольным препятствием на пути удовлетворения интересов и потребностей друг друга и отношения между невольными конкурентами во всех этих делах неизбежно будут сложными, поскольку получение одним человеком соответствующей «награды» автоматически лишает ее другого человека.

Второй причиной - различные психологические различия между людьми как личностями, в силу которых они или не могут вместе жить и работать, или не в состоянии прийти к единому мнению так, что начинают мешать друг другу.

Третья причина – неправильное восприятие и понимание людьми друг друга.

Четвертая причина –действительно существующие недостатки в характере человека (агрессивность, неуживчивость, непорядочность, зависть и т.д.).

Пятая причина – преднамеренное провоцирование других людей на конфликты.

Пути и способы преодоления трудностей во взаимоотношениях людей зависят от тех причин, которые эти трудности создают.

Отношения в группе закономерно изменяются. Сначала они бывают безразличными (люди не знают друг друга), затем могут стать конфликтными, а при благоприятных условиях превращаются в коллективистские.

У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты характера, свои достоинства и недостатки. То, какой стороной положительной или отрицательной он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент. Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И наоборот, чем дальше группа отстоит по уровню развития от коллектива и чем ближе она находится к корпорации и торможения лучших личностных стремлений.

В группах протекают динамические процессы:

- давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости;

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Формирование ценностей в подростковом возрасте
подросток психологический ценностный Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни ...

Воздействие жизненного сценария на эмоциональную сферу личности
Сценарий - это бессознательный жизненный план, в основе которого лежит решение, принятое в раннем детстве. Теория сценариев утверждает, что принимая о себе раннее решение, ребенок начинает на его основе планировать жизнь, в качестве образ ...

Социальные причины вовлечения подростков в субкультуру готов
К социальным причинам вовлечения подростков в молодежные контркультуры можно отнести следующие факторы: 1.Потребность в принадлежности к группе. Известно, что в подростковом возрасте возникает потребность в принадлежности к какой-либо гр ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru