Анализ психолого-педагогической литературы

Материалы » Влияние чувства социальной безопасности и тревожности на успешность учения у старших школьников » Анализ психолого-педагогической литературы

Страница 1

Социальная безопасность личности (любой, независимо от возраста) и социальной группы - это состояние защищенности личности, социальной группы от угроз нарушения ее жизненно важных интересов в области социальных прав и свобод: права на жизнь, на труд и его оплату, на бесплатное или доступное образование, лечение, отдых, гарантированную социальную защиту со стороны государства. В демократических государствах социальная безопасность личности обеспечивается не только безусловной персональной ответственностью первых руководителей и всех должностных лиц перед законом, но и защитой прав каждого человека самим конституционным строем, законодательством во всех сферах жизнедеятельности личности.

Социальная безопасность - это, прежде всего, бережное отношение к главному богатству страны - человеку.

Анализ психолого-психологической литературы показывает, что данная проблема исследовалась в работах Т.Г. Хромцевой, О.Г. Жуковой, Н.Т. Мельниковой, Л.А. Захаровой. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли И.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Однако в педагогической науке недостаточно изучены содержание и формы работы с семьей в процессе обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности школьника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без близкого взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Социальная безопасность детей, с нашей точки зрения, может быть обеспечена при следующих педагогических условиях:

1. Социально-психологическое сопровождение неблагополучных семей. Оно подразумевает правовые, социальные, психолого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержание жизнеобеспечения, гармоничного развития ребёнка, включающие:

- психолого-педагогическое сопровождение и патронаж семьи;

- сотрудничество с учреждениями социальной защиты;

- дневное пребывание детей в специальных учреждениях;

- прямое включение специалистов в семью;

- обучение и консультирование родителей;

- вовлечение родителей в работу с детьми.

2. Решение детьми проблемных задач и ситуаций, требующих знаний безопасного поведения в обществе.

3. Развитие у детей социально-психологических качеств, способствующих самосохранительному поведению в ситуации криминогенного риска:

- адекватной оценки самого себя, своих возможностей и способностей;

- способности к анализу обстановки, прогнозированию последствий своих действий;

- самостоятельности, ответственности за своё поведение;

- способности к принятию решения.

В настоящее время в научной литературе разработана концепция психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка в образовательном процессе, определён комплексный метод сопровождения, предусматривающий единство диагностики, информационного поиска, планирования, консультирования и помощи в реализации специальной программы, определены направления и функции деятельности службы сопровождения.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Воздействие личности тренера на результативность футболиста
Футболу как социальной деятельности изначально присущи две доминирующие тенденции: достижение максимального спортивного результата и формирование гармоничной личности футболиста. При современном развитии футбола эти тенденции могут вступа ...

Болезнь Альцгеймера
При болезни Альцгеймера вырабатываются токсичные белки, они встраиваются в мозг и нарушают его функции. Болезнь Альцгеймера означает, что мозг изнашивается в тех самых отделах мозга, которыми мы пользуемся, чтобы думать. Позже при болезни ...

Понятие синдрома эмоционального выгорания
Одной из центральных проблем психологической отрасли в последние годы стала распространённость нарушений психической адаптации. Это связано с издержками развития человеческого общества в целом (рост требований к психологическим ресурсам ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru