Определение межличностных отношений
Возбуждающие и отвлекающие занятия. Импульсивные групповые акты (крики, хлопки, танцы и т.д.) захватывают наше внимание, вызывают возбуждение, снижает самосознание, позволяет нам предаться сильным позитивным эмоциям и ощутить нашу общность с окружающими. Это происходит на дискотеке, на войне, на демонстрациях и т.д.
Ослабленное самосознание. Не осознающие себя, деиндивидуализованные люди менее заторможены, менее себя контролируют, склонны действовать, не задумываясь о своих ценностях. Деиндивидуализация снижается во обстоятельствах, повышающих самосознание: перед зеркалом, на ярком свету, при ношении табличек и т.д.
Под группой с «сильным» групповым взаимодействием будем понимать группу, где межличностные отношения опосредованы совместной групповой деятельностью.
В связи с тем, что деятельность групп во многих сферах общественной жизни очень активна, становится актуальным вопрос принятия группового решения. Несмотря на популярность групповых решений проблем, результатом этого процесса могут быть серьезные и грубые ошибки, о которых группа может не подозревать, но которые могут вызвать серьезные последствия. Результат группового обсуждения определяется действием механизмов групповой поляризации и «оглупления» мышления.
Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление раннее существенных тенденции членов группы, смешение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.
Групповую поляризацию объясняют две теории: теория информационного влияния и теория нормативного влияния.
Идея информационного влияния заключается в действии аргументов, приводимых во время обсуждения на каждого участника группы. Согласно ей поляризацию мнений отдельных членов процесса обсуждения вызывают сами аргументы, активные участники дискуссии, обдумывание темы обсуждения.
В теории нормативного влияния учитывается процесс сравнения себя с другими. Он выражается в социальном сравнении и плюралистическом неведении. Социальное сравнение понимается как оценивание своих мнений и способностей путем сравнения себя с другими. Плюралистическое неведение проявляется в ложном представлении о мыслях, чувствах, реакциях других людей.
Следующие феномен – «оглупление» мышления. «Оглупление» мышления – режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий. Основные условия: дружеская сплоченность группы, сравнительная изолированность группы от противоречивых мнений, директивный лидер. Симптомы: иллюзия неуязвимости, никем не оспариваемая вера в этичность группы, рационализация, стереотипный взгляд на противника, давление конформизма.
Динамические процессы взаимосвязаны друг с другом. Так процесс принятия группового решения происходит во взаимодействии с процессом влияния группы на личность.
Итак, усилия зарубежных психологов были направлены на изучение малых групп и в большинстве случаев «диффузных», а наши отечественные психологи изучали в большей степени коллектив. Межличностные отношения пронизывают общественные и реализуют безличные. Далее рассмотрим виды межличностных отношений.
Еще по теме:
Кинесические средства общения
Наиболее значимые – кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взг ...
Понятие
о жизнестойкости личности. Структура и модели
Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой рабо ...
Общая характеристика подросткового возраста
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто опре ...