Проблема периодизации пожилого и старческого возраста
Традиционно проблема самоопределения связывается с подростковым возрастом, когда практически все подростки и юноши размышляют о своей будущей профессии, а главное – о своем месте в обществе. Однако, в каждом возрасте и для каждой культурно-образовательной группы проблема самоопределения имеет свою специфику. Не составляет исключение и пожилой, и старческий возраст. Как отмечает Г.М. Брюгман, в старости потери преобладают над приобретениями и одним из основных направлений психогеронтологии является изучение различных способов приспособления к этим потерям и влияния этих способов на удовлетворенность жизнью. Справившись с потерями, человек может придать новое значение своей жизни в изменившихся условиях, – пишет далее Г.М. Брюгман, – Эта реконструкция жизненных значений может рассматриваться как важная, а возможно, и самая важная задача развития в пожилом возрасте [8 с. 132].
Если исходить из того, что сущностью самоопределения является поиск смысла в определенной деятельности, то сразу же возникает целый ряд вопросов, связанных с самоопределением пожилых и старых людей:
¾ перед всеми ли пожилыми людьми стоит проблема поиска смысла в изменившейся для них ситуации и как такое новообразование связано с особенностями их возраста?
¾ какова типология возможных смыслов для самоопределяющихся пожилых людей, т.е. каково вообще пространство их самоопределения?
¾ каким образом можно было бы осуществить психологическую поддержку самоопределяющимся пожилым людям?
Стариками, как известно, не рождаются. Старость – это итог, а также логическое продолжение всей предшествующей жизни. Известно также, что по крайней мере в общественном сознании старость нередко ассоциируют с детством: Старый, что малый, Старики – дважды дети и др. Поэтому, есть смысл хотя бы кратко разобраться, как соотносятся старость и пожилой возраст с другими возрастными периодами жизни человека, включая и детство, с которым у старости все-таки есть что-то общее.
Многие авторы отмечают, что само детство долгое время игнорировалось как представителями искусства, так и психолого-педагогическими науками [26 с. 7–16]. В качестве одного из парадоксов детства Л.Ф. Обухова, вслед за Д.Б. Элькониным, отмечает, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении [26 с. 7]. Кроме того, отмечается также, что нельзя говорить о статусе детства, не учитывая положения родителей в социальной структуре общества [26 c. 9]. Иными словами, чем выше уровень развития биологического вида, и чем выше уровень развития общества, тем продолжительнее детство.
Но все эти рассуждения применимы и к периоду старости. По своей беспомощности они похожи на детей, а главное – они не знают, куда себя деть, о чем еще будет впереди более обстоятельный разговор. И со стариками наблюдается та же закономерность: чем на более высоком уровне социо-культурного и духовного развития находится конкретное общество, тем дольше живут в этом обществе старики. Известно, что в целом на планете, и особенно в развитых странах продолжительность жизни в последние годы резко увеличилась, по прогнозам к 2000 году людей старше 60 лет должно быть 590 млн., а к 2025 году – уже 1100 млн. человек. в России, мучительно переживающей так называемые реформы, по официальным прогнозам число людей старше 50 лет к 2000 году составит 25% от всего населения страны [3 с. 8].
Возникает вопрос, какое место займут все эти люди в обществе, да еще в условиях развала производства и деградации культуры? Просто бросить их на произвол судьбы, в частности, предоставить им самим разбираться со своим самоопределением – такое же преступление, как и преступление против детей. И если общество, включая социально-психологические институты, не в состоянии помощь старикам материально, то следовало бы подумать о моральной, психологической, а может, и об организационной поддержке старикам для того, чтобы хотя бы направить их оставшуюся энергию и жизненный опыт в конструктивное русло. Важно так организовать эту помощь, чтобы она, с одной стороны, не воспринималась как полная опека, а с другой стороны, важно обеспечить людям преклонного возраста общественное внимание и возможность самостоятельно строить свое счастье.
Несмотря на схожесть старости с другими возрастными периодами, главная отличительная особенность пожилых и старых людей – это богатейший жизненный опыт. Главная проблема таких людей заключается в том, что они не всегда знают, как наилучшим образом использовать этот опыт. Особенно страдают они от ощущения невостребованности своего опыта, а следовательно – от невостребованности самих себя. На какой бы ступени иерархической лестницы не находился старик, высокой или низкой, – пишет В. Альперович, – его постоянно преследует мрачный грифон, вонзая когти в самую душу. Имя этому чудовищу – Ненужность [3 с. 49–50]. Именно проблема ненужности, невостребованности, ее переживание и возможные варианты преодоления могут стать точкой отсчета для выделения основных возрастно-психологических характеристик пожилого и старческого возрастов.
Еще по теме:
Функции семьи
Если рассматривать семью как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношений, можно заметить, что представления о семье все больше отходят от, безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, и все более приб ...
Положение в обществе и богатство жестикуляции
Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, и престижем человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение ч ...
Методы защиты от стресса
Незначительные стрессы – это неизбежное, но вполне безвредное явление. Только чрезмерно частые, либо слишком сильные стрессы могут сильно истощить адаптационную систему организма, что в свою очередь вполне может стать причиной психосомати ...