Определение межличностных отношений
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (5, 8).
Малые группы – немногочисленные объединения людей, члены которого имеют непосредственный контакт друг с другом и общую цел(2, 444).
Эти группы от 2-3 человек до 30-40 человек. К малым группам относятся семья, учебная группа, объединение близких людей, спортивная команда и т.д.
Классификация малых групп условная и реальная. Выделение условных необходимо в исследовательских целях, для сравнения результата, полученных в реальных группах. А реальная, т.е. действительно существующее объединение людей. Реальная бывает естественная (складывается сама по себе) и лабораторная (в лабораториях). Естественная делится на формальную и неформальную. Формальная – существует лишь в рамках официально принятых организаций, а цели задаются из вне. Неофициальная – объединение на база личных интересов.
Группы могут быть слаборазвитыми и высокоразвитыми. Слаборазвитыми называются группы, в которых отсутствует или недостаточно развиты некоторые параметры. Высокоразвитые – это корпорация и коллектив.
Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за чет других групп (2, 449).
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы (2, 449).
Признаки корпорации: деятельность мало полезна или вредна обществу, индивидуалистические отношения строятся на страхе, недоверии, подозрительности.
Признаки коллектива: деятельность общественно значима, доминирование общественных интересов над личными и строятся на уважении и доверии. Степень развития группы определяется по параметрам: достаточная психологическая общность (сплоченность), сложившаяся структура, четко распределенные обязанности, наличие признанных лидеров, налаженные деловые и личные связи.
В группах также существуют неофициальные контакты, содержание которых называют психологическим климатом.
Концепция социально-психологического климата разрабатывалась прежде всего, в рамках изучения коллектива. Б.Д.Парыгин определяет специфику понятие СПК как общего психологического и эмоционального состояния каждого из участников группы. Под социально-психологическим климатом подразумевается преобладающая и относительно устойчивая атмосфера, или психологический настрой, проявляющийся как в отношении людей друг к другу, так и в отношении к общему делу (7, 19).
Б.Д.Парыгин для описания социально-психологического климата в группе предлагает учитывать возможности и притязания членов группы, т.к. именно это отражает их настрой и состояние. Для этого он вводит понятие потенциала социально-психологического климата. Потенциал СПК – это характеристика направленности групповых процессов, а также уровня реализации имеющихся возможностей членов группы. Выделяют 6 потенциалов СПК или 6 структурных составляющих СПК: потенциал выбора, потенциал обновления, потенциал признания, потенциал самовыражения, потенциал психологической напряженности, потенциал определенности (7, 205).
Потенциал выбора обозначает диапазон объективных возможностей и субъективных притязаний членов коллектива, применительно к выбору способа, выполняемой ими деятельности. Чем шире объективные возможности в группе или больше личной предрасположенности к их выбору, тем выше уровень творческой активности.
Потенциал обновления характеризует объективные и субъективные возможности перемен в предметной и коммуникативной областях деятельности. Человеческому мозгу присуще потребность в обновлении информации, без удовлетворения которой невозможна длительная включенность индивида в деятельность.
Потенциал признания выражается в сочетании объективных условий для поощрения индивида и субъективных притязаний на определенный уровень положительной оценки своей деятельности коллективом.
Потенциал самовыражения. Он структурирован аналогично другим.
Потенциал психологической напряженности применительно к объективным условиям может быть охарактеризован уровнем психологического напряжения, которого требует от работника его повседневная деятельность.
Потенциал психологической напряженности применительно к объективным условиям может быть охарактеризован уровнем психологической напряженности, которого требует от работника его повседневная деятельность. Задача изменения этого потенциала в том, чтобы найти оптимальный уровень психологической напряженности, который бы способствовал повышению производительности труда и не создавал бы стрессовых ситуаций.
Потенциал определенности отражает в степени четкости, фиксированности и определенности тех требований, которые предъявляются характером работы и руководством к члену коллектива, но требования со стороны руководителя должны соответствовать притязаниям личности.
Еще по теме:
Профилактика детской застенчивости
Предупредить застенчивость нелегко, но все же можно, если [19, c.15]:
1) лишний раз не демонстрировать склонность родителей к беспокойству и сомнениям;
2) не навязывать детям такие правила и обязательства, выполнить которые они не в сос ...
Представление о нормальном развитии личности в детском возрасте
Большинство авторов обращает внимание на то, что условия психического развития по-разному влияют на становление детской психики. Так, например, В.С. Мухина подчёркивает, что биологические предпосылки – строение организма, его функции, его ...
Психолого-педагогические средства формирования
защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков
Учитывая, что подростковый период в большинстве научных источников рассматривается как наиболее стрессогенный и конфликтный период в онтогенетическом развитии человека, были выделены определенные критерии, которые могут способствовать воз ...