Определение межличностных отношений

Материалы » Межличностные отношения старших подростков и их социальный статус в классе » Определение межличностных отношений

Страница 2

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (5, 8).

Малые группы – немногочисленные объединения людей, члены которого имеют непосредственный контакт друг с другом и общую цел(2, 444).

Эти группы от 2-3 человек до 30-40 человек. К малым группам относятся семья, учебная группа, объединение близких людей, спортивная команда и т.д.

Классификация малых групп условная и реальная. Выделение условных необходимо в исследовательских целях, для сравнения результата, полученных в реальных группах. А реальная, т.е. действительно существующее объединение людей. Реальная бывает естественная (складывается сама по себе) и лабораторная (в лабораториях). Естественная делится на формальную и неформальную. Формальная – существует лишь в рамках официально принятых организаций, а цели задаются из вне. Неофициальная – объединение на база личных интересов.

Группы могут быть слаборазвитыми и высокоразвитыми. Слаборазвитыми называются группы, в которых отсутствует или недостаточно развиты некоторые параметры. Высокоразвитые – это корпорация и коллектив.

Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за чет других групп (2, 449).

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы (2, 449).

Признаки корпорации: деятельность мало полезна или вредна обществу, индивидуалистические отношения строятся на страхе, недоверии, подозрительности.

Признаки коллектива: деятельность общественно значима, доминирование общественных интересов над личными и строятся на уважении и доверии. Степень развития группы определяется по параметрам: достаточная психологическая общность (сплоченность), сложившаяся структура, четко распределенные обязанности, наличие признанных лидеров, налаженные деловые и личные связи.

В группах также существуют неофициальные контакты, содержание которых называют психологическим климатом.

Концепция социально-психологического климата разрабатывалась прежде всего, в рамках изучения коллектива. Б.Д.Парыгин определяет специфику понятие СПК как общего психологического и эмоционального состояния каждого из участников группы. Под социально-психологическим климатом подразумевается преобладающая и относительно устойчивая атмосфера, или психологический настрой, проявляющийся как в отношении людей друг к другу, так и в отношении к общему делу (7, 19).

Б.Д.Парыгин для описания социально-психологического климата в группе предлагает учитывать возможности и притязания членов группы, т.к. именно это отражает их настрой и состояние. Для этого он вводит понятие потенциала социально-психологического климата. Потенциал СПК – это характеристика направленности групповых процессов, а также уровня реализации имеющихся возможностей членов группы. Выделяют 6 потенциалов СПК или 6 структурных составляющих СПК: потенциал выбора, потенциал обновления, потенциал признания, потенциал самовыражения, потенциал психологической напряженности, потенциал определенности (7, 205).

Потенциал выбора обозначает диапазон объективных возможностей и субъективных притязаний членов коллектива, применительно к выбору способа, выполняемой ими деятельности. Чем шире объективные возможности в группе или больше личной предрасположенности к их выбору, тем выше уровень творческой активности.

Потенциал обновления характеризует объективные и субъективные возможности перемен в предметной и коммуникативной областях деятельности. Человеческому мозгу присуще потребность в обновлении информации, без удовлетворения которой невозможна длительная включенность индивида в деятельность.

Потенциал признания выражается в сочетании объективных условий для поощрения индивида и субъективных притязаний на определенный уровень положительной оценки своей деятельности коллективом.

Потенциал самовыражения. Он структурирован аналогично другим.

Потенциал психологической напряженности применительно к объективным условиям может быть охарактеризован уровнем психологического напряжения, которого требует от работника его повседневная деятельность.

Потенциал психологической напряженности применительно к объективным условиям может быть охарактеризован уровнем психологической напряженности, которого требует от работника его повседневная деятельность. Задача изменения этого потенциала в том, чтобы найти оптимальный уровень психологической напряженности, который бы способствовал повышению производительности труда и не создавал бы стрессовых ситуаций.

Потенциал определенности отражает в степени четкости, фиксированности и определенности тех требований, которые предъявляются характером работы и руководством к члену коллектива, но требования со стороны руководителя должны соответствовать притязаниям личности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Психологический смысл понятия «конфликт»
Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это достаточно признано всеми. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, конфликты, разумеется, давно обратили на себя внимание психологов, социологов и др. ...

Психологические условия и характеристики заболеваний
В наши дни формируется новое отношение к здоровью. Оно приобретает более высокую ценность. Повышение статуса человека, рост внимания к его личностным характеристикам обусловливает необходимость углубления знаний о нем, внимания к его духо ...

Мотивационные свойства личности успешного дистрибьютора
Специфика деятельности дистрибьютора сетевой компании, в первую очередь, состоит в умении правильно и быстро реагировать на малейшее изменение ситуации. К каждому клиенту необходимо найти свой, индивидуальный подход. По сути, дистрибьютор ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru