Влияние учебной деятельности на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста

Материалы » Влияние учебной деятельности на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста

На современном этапе в российской системе образования идут бурные изменения: вводятся новые системы и технологии обучения. Наряду с этим рядом авторов были выявлены у учеников высокий уровень школьной тревожности, школьные неврозы. (Дж. Бук, В.В. Гурьева, Л.В. Замулина, Л.С. Иванова, Н.Г. Лусканова, И.А. Коробейников и др).[13][6][31] .

В связи с этим, стала особенно актуальной проблема влияния школьного обучения на психоэмоциональное состояние детей. Организация обучения с учётом психического состояния может служить мощным фактором улучшения социальной адаптации и психического развития личности, являться резервом повышения продуктивности обучения.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, поэтому успешность освоения этой деятельности будет определять ход психического развития. Эмоциональное благополучие младших школьников также зависит от успехов и неудач в этой деятельности и от взаимоотношений с ее субъектами. Для детей младшего школьного возраста характерен жизнерадостный бодрый тон настроения. Оптимальное психическое состояние на учебных занятиях - комфортность переживаний и эффективность учебной деятельности, говорит о нормальном ходе развития младших школьников.

На данный возраст приходится «пик» школьной тревожности; часты случаи неврозов и других невротических состояний школьников (Н.И. Гуткина; В.П. Петрунек; A.M. Прихожан; В.Э. Чудновский; и др.). [18][28][29]

Данные явления нарушают психическое развитие, вызывают трудности в овладении учебной деятельностью.

Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного Центра здоровья детей РАМН свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Ими же доказано, что из комплекса факторов риска: природной среды, образа жизни семьи и микросреды образовательного учреждения наиболее управляемым «звеном» является организация здоровьесберегающего педагогического процесса. Следовательно, сегодня потребность в гигиенической регламентации учебной деятельности школьников приобрела еще большую актуальность.[22]

Рациональное распределение учебной нагрузки в течение дня и недели – важный фактор профилактики утомления, перенагрузки школьников, оно способствует снижению утомляемости и повышению работоспособности учащихся.

Комфорт ребенка во внутришкольной среде позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание радости, удовольствия и удовлетворения от пребывания во внутришкольной среде. В целом устойчивые, долговременные комфортные состояния дают возможность полноценному личностному развитию.

Отношения учителя и учеников в любви характеризуются такими качествами как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, великодушия, доброты. Педагог по отношению к ребенку должен выступать и в качестве фасилитатора, что говорит о его поддерживающей и помогающей функциях.

1. Существуют исследования отдельных составляющих психического состояния (тревожность, фрустрация, мотивы, умственная работоспособность) в традиционной системе обучения (М.В.Антропова; Л.И.Божович; Е.А. Данилова; О.А. Жильцова; Н.В.Репкина; и др.). [3] Но, во-первых, нет исследований психического состояния детей в учебном процессе, не определены параметры и система методов целостного изучения данного явления; во-вторых, не встречается сравнительных исследований психического состояния и особенностей его динамики на учебных занятиях в разных системах обучения.

Еще по теме:

Социально-психологические качества личности
При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. Не случайно в литературе имеются разные суждения по этому вопросу (Богданов, 1983), зависящие от решения более о ...

Понятие: эмоция, чувство, их виды. Эмоциональные состояния
Эмоция. Формы переживания человеком своего отношения к различным объектам, как удовольствие , радость, горе, любовь, называются чувствами ,или эмоциями. Также эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает ...

Феномен когнитивной сложности
Имплицитные теории личности представляют собой своеобразные конструкты или «рамки», при помощи которых оценивается воспринимаемый человек. В более широком контексте идея конструкта разработана в теории личностных конструктов Дж. Келли. По ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru