Влияние учебной деятельности на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста

Материалы » Влияние учебной деятельности на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста

На современном этапе в российской системе образования идут бурные изменения: вводятся новые системы и технологии обучения. Наряду с этим рядом авторов были выявлены у учеников высокий уровень школьной тревожности, школьные неврозы. (Дж. Бук, В.В. Гурьева, Л.В. Замулина, Л.С. Иванова, Н.Г. Лусканова, И.А. Коробейников и др).[13][6][31] .

В связи с этим, стала особенно актуальной проблема влияния школьного обучения на психоэмоциональное состояние детей. Организация обучения с учётом психического состояния может служить мощным фактором улучшения социальной адаптации и психического развития личности, являться резервом повышения продуктивности обучения.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, поэтому успешность освоения этой деятельности будет определять ход психического развития. Эмоциональное благополучие младших школьников также зависит от успехов и неудач в этой деятельности и от взаимоотношений с ее субъектами. Для детей младшего школьного возраста характерен жизнерадостный бодрый тон настроения. Оптимальное психическое состояние на учебных занятиях - комфортность переживаний и эффективность учебной деятельности, говорит о нормальном ходе развития младших школьников.

На данный возраст приходится «пик» школьной тревожности; часты случаи неврозов и других невротических состояний школьников (Н.И. Гуткина; В.П. Петрунек; A.M. Прихожан; В.Э. Чудновский; и др.). [18][28][29]

Данные явления нарушают психическое развитие, вызывают трудности в овладении учебной деятельностью.

Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного Центра здоровья детей РАМН свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Ими же доказано, что из комплекса факторов риска: природной среды, образа жизни семьи и микросреды образовательного учреждения наиболее управляемым «звеном» является организация здоровьесберегающего педагогического процесса. Следовательно, сегодня потребность в гигиенической регламентации учебной деятельности школьников приобрела еще большую актуальность.[22]

Рациональное распределение учебной нагрузки в течение дня и недели – важный фактор профилактики утомления, перенагрузки школьников, оно способствует снижению утомляемости и повышению работоспособности учащихся.

Комфорт ребенка во внутришкольной среде позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание радости, удовольствия и удовлетворения от пребывания во внутришкольной среде. В целом устойчивые, долговременные комфортные состояния дают возможность полноценному личностному развитию.

Отношения учителя и учеников в любви характеризуются такими качествами как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, великодушия, доброты. Педагог по отношению к ребенку должен выступать и в качестве фасилитатора, что говорит о его поддерживающей и помогающей функциях.

1. Существуют исследования отдельных составляющих психического состояния (тревожность, фрустрация, мотивы, умственная работоспособность) в традиционной системе обучения (М.В.Антропова; Л.И.Божович; Е.А. Данилова; О.А. Жильцова; Н.В.Репкина; и др.). [3] Но, во-первых, нет исследований психического состояния детей в учебном процессе, не определены параметры и система методов целостного изучения данного явления; во-вторых, не встречается сравнительных исследований психического состояния и особенностей его динамики на учебных занятиях в разных системах обучения.

Еще по теме:

Динамика формирования привязанности
Различают 3 основных периода формирования детско-материнской привязанности в первые годы жизни: 1) период до 3 мес., когда младенцы проявляют интерес и ищут эмоциональной близости со всеми взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми; 2) ...

Понятия творчества, креативности и творческих способностей
Творчество — сложный и запутанный предмет. Границы его размыты и простираются от изобретения нового колпачка для зубной пасты до Пятой симфонии Бетховена [3]. Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разум ...

Агрессия у животных
Агрессия животных такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественном виде, служит для сохранения жизни и вида. Агрессивное поведение животных, это практически тоже самое, что и у человека, то есть – это действие животного, направле ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru