Понятие об ощущении и восприятии. Закономерности сенсорного развития детей д/в

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Понятие об ощущении и восприятии. Закономерности сенсорного развития детей д/в

Страница 1

Ощущение –

это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Выделяют 3 класса ощущений

: 1) Экстерорецептивные

, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) Интерорецептивные

(органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущение голода, жажды, боли); 3) Проприорециптивные

, расположенные в мышцах и сухожилиях, с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела. Свойства ощущений: - Качество

– это основная особенность ощущения, отражает бесконечное многообразие форм движения материи. Интенсивность –

является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Длительность –

это его временная характеристика, определяемая временем действия раздражителя и его интенсивностью. Пространственная локализация

– анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом

ощущения

. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность

органов чувств. Чем слабее раздражители, вызывающие ощущение, тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия. Разностная чувствительность

, или чувствительность к различению, также находиться в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность. Порог различения

– это различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений.

Восприятие –

это процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. Классификация. По модальности –

зрительный, слуховой; По форме существования материи

– восприятие пространства, движения или времени; По форме

– отражение объектов реального мира в форме отдельных предметов.

Свойства восприятия

. Предметность восприятия

выражается в так называемом акте объективизации, т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения, т.к. обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством. Целостность

– складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. В отличии от ощущения, отражающего отдельные свойства предметов, восприятие дает целостный образ. С целостностью восприятия связана и его структурность.

Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем практически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течении некоторого времени. Константностью восприятия

называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. Константность восприятия цвета

- относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Константностью восприятия величины

предметов называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной удаленности. Константность восприятия формы

предметов заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношении к линии взора наблюдателя. Осмысленность восприятия

- сознательно воспринимать предмет – значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Апперцепция –

зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. Острота зрения.

Начиная со старшего д/в и вплоть до 14 -15 лет острота зрения неуклонно повышается. Острота зрения у младших дошкольников ниже, чем у старших и средних. Под влиянием воспитания острота зрения у младших дошкольников повышается на 15 -20%, а у средних и старших дошкольников на 25 -30%. Т. Ендовицкаяизмеряя наибольшее расстояние с которого дети разного д/в могли различить разрыв в кольце (диаметр 7мм, величина разрыва 1мм) установила: дети 4 -5 лет видят разрыв с расстояния 2м10см; дети 5 -6 лет -2м70см; дети 6 -7 лет -3м. Дистанция увеличивалась, когда от детей не требовали словесного описания. Цветоразличение

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Определение межличностных отношений
В 1920-1930 годы произошел расцвет социальной психологии, выясняющий закономерности межличностных отношений и становится ведущим направлением в США, Англии, Германии, Франции, Японии. В центре внимания оказалась малая группа. Сплоченность ...

Психологические особенности подростка
Подростковый возраст – это остропротекающий период от детства к взрослости, он особенно отмечен развитием, поскольку все аспекты биологической, когнитивной и социальной жизни испытывают важные изменения. Он наиболее сложный как в его пере ...

Психология уверенного поведения
Сам термин "ассертивность" появился в обиходе российских психологов и бизнес-тренеров сравнительно недавно – около десяти лет назад. При этом коротко объяснить, что он означает, мало у кого получается. Вкратце, способность к асс ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru