Понятие об ощущении и восприятии. Закономерности сенсорного развития детей д/в
Ощущение –
это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Выделяют 3 класса ощущений
: 1) Экстерорецептивные
, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) Интерорецептивные
(органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущение голода, жажды, боли); 3) Проприорециптивные
, расположенные в мышцах и сухожилиях, с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела. Свойства ощущений: - Качество
– это основная особенность ощущения, отражает бесконечное многообразие форм движения материи. Интенсивность –
является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Длительность –
это его временная характеристика, определяемая временем действия раздражителя и его интенсивностью. Пространственная локализация
– анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом
ощущения
. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность
органов чувств. Чем слабее раздражители, вызывающие ощущение, тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия. Разностная чувствительность
, или чувствительность к различению, также находиться в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность. Порог различения
– это различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений.
Восприятие –
это процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. Классификация. По модальности –
зрительный, слуховой; По форме существования материи
– восприятие пространства, движения или времени; По форме
– отражение объектов реального мира в форме отдельных предметов.
Свойства восприятия
. Предметность восприятия
выражается в так называемом акте объективизации, т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения, т.к. обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством. Целостность
– складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. В отличии от ощущения, отражающего отдельные свойства предметов, восприятие дает целостный образ. С целостностью восприятия связана и его структурность.
Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем практически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течении некоторого времени. Константностью восприятия
называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. Константность восприятия цвета
- относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Константностью восприятия величины
предметов называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной удаленности. Константность восприятия формы
предметов заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношении к линии взора наблюдателя. Осмысленность восприятия
- сознательно воспринимать предмет – значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Апперцепция –
зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. Острота зрения.
Начиная со старшего д/в и вплоть до 14 -15 лет острота зрения неуклонно повышается. Острота зрения у младших дошкольников ниже, чем у старших и средних. Под влиянием воспитания острота зрения у младших дошкольников повышается на 15 -20%, а у средних и старших дошкольников на 25 -30%. Т. Ендовицкаяизмеряя наибольшее расстояние с которого дети разного д/в могли различить разрыв в кольце (диаметр 7мм, величина разрыва 1мм) установила: дети 4 -5 лет видят разрыв с расстояния 2м10см; дети 5 -6 лет -2м70см; дети 6 -7 лет -3м. Дистанция увеличивалась, когда от детей не требовали словесного описания. Цветоразличение
Еще по теме:
Закономерности развития ребенка в период новорожденности
Все современные детские психологи в качестве факторов гармоничного развития ребенка выделяют нормальное раз–е реб-ка в утробе матери, родовая Дея-ть без осложнений, и благоприятная социально – психолг–я обстановка в течении жизни: а) одни ...
Особенности разделения рисунков детей с неврологическими нарушениями от
рисунков детей с эмоциональными расстройствами
В 1940 году Л. Бендер, отмечая различия между умственным возрастом по Гудинаф и отметкой по шкале Стенфорд-Бине в рисунках детей с неврологией, относит этот факт недостаточному представлению о теле. В результате рисунок всегда будет хуже ...
Психокоррекционный эффект изобразительной деятельности
О коррекции уместно говорить тогда, когда на основании полученной в результате анализа информации происходят изменения в структуре личности. Эти изменения становятся явными при выражении на поведенческом уровне. Психокоррекционный эффект ...



