Интегративно-оценочная интерпретация

Материалы » Закономерности между особенностями личности и продуктами изобразительной деятельности детей 6-ти летнего возраста » Интегративно-оценочная интерпретация

Страница 1

Для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. предлагают интегративно-оценочную интерпретацию, которая производится с учетом следующих параметров.

Эстетическое изображение (легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа) – выполняется лицами, имеющими художественные способности.

Схематическое изображение – в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль или анфас. Чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада ума (мыслители по И. П. Павлову), Для которых важно получить наиболее общее представление о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

Реалистическое изображение – выполненное с более тщательными подробностями, то есть прорисовкой, лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации; аналитическому когнитивному стилю.

Метафорическое изображение – человек изображает себя в виде какого-либо предмета, Например чайника или химической пробирки, Спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и так далее. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающей развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

«Автопортрет в интерьере» - изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д. По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешне предметное окружение.

Эмоциональный автопортрет – человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминанием его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью. Рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п.

Изображение позы или движения – человек изображает себя в период совершения, какого либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойственен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т.п.

Изображение автопортрета со спины – вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающие противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т.д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения [11].

Интерпретация элемента «Дерево».

Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево - символ стоящего человека).

Корни – коллективное бессознательное.

Ствол – импульсы, инстинкты примитивные стадии.

Ветви – пассивность или противостояние жизни.

Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж).

Интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития.

Предлагается вариант интерпретации, описанный в современной литературе, который можно использовать в повседневной практике психологических консультаций.

Земля приподнимается к правому краю листа – задор, энтузиазм.

Земля опускается к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений.

Корни. Корни меньше ствола – желание видеть спрятанное, закрытое.

Корни равны стволу – боле сильное любопытство, уже представляющее проблему.

Корни больше ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой – детское поведение в отношении того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий – способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность как возможный источник внутреннего конфликта. Заторможенные моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное – отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. К своему проступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения.

Центральная позиция – желание найти согласие, равновесие с окружением. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Темперамент и способности
Неслучайно психологи, занимающиеся проблемами темперамента, известны также и как исследователи способностей; таковы, например, Л. Тэрстон, Дж. Гилфорд, Б. М. Теплов. Оказывается, что темперамент и способности имеют много общего. Они относя ...

Анализ характера реагирования в стрессовой ситуации с использованием методики «Человек под дождем»
Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных ...

Выводы
воспитание семья подросток общение Распутать клубок семейных проблем не удается, потянув только за одну ниточку, потому что появляется, затянувшийся узел. Для решения проблемы необходима перестройка всего семейного механизма. И чем быстр ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru