Категория взаимодействия как теоретико- методологическая основа исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Категория взаимодействия как теоретико- методологическая основа исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов

Страница 5

По определению А. О. Прохорова, категория "неравновесные состояния" включает в себя подмножество множества всех состояний, проявления которых зависят от уровня психической активности субъекта. Данные состояния актуализируются вследствие личностной значимости ситуаций, их определенного содержания и высокой информационной насыщенности [там же, с.7]. "Неравновесные психические состояния возникают как реакция на различные значимые ситуации жизнедеятельности" [там же, с.36]. Ведущей составляющей неравновесных состояний является эмоциональный компонент [там же, с.36]. Наиболее общей функцией неравновесных состояний является обеспечение процесса самоорганизации системы [там же, с. 131].

Классификация состояний по энергетической шкале произведена автором на основе континуума активации Д. Линдсли и шкалы уровней психической активности В. А. Ганзена. В соответствии с этим были выделены относительно равновесные состояния, состояния повышенной и пониженной психической активности. Неравновесные состояний разного уровня интенсивности обладают специфическими качествами, которые отражены в их структуре, функциях, влиянии на другие психические явления [там же, с.10].

Неравновесные психические состояния обладают рядом специфических характеристик: неустойчивыми параметрами системы являются небольшое число характеристик состояния, описывающих макроструктуру (модальность, длительность, интенсивность), они определяют поведение составляющих частей системы и отношения между ними; в диапазоне от длительных состояний низкой интенсивности к кратковременным состояниям высокой интенсивности возрастает когерентность их структуры [там же, с. 129].

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Модель Джоя Гилфорда и Рэймонда Кеттелла
Джой Гилфорд более дифференцировал модель развития умственных способностей. Он обозначил умственные способности как объединение содержания, операций и продукта. В своей модели интеллекта он выделил пять разных операций (память – воспроизв ...

Семейная ситуация развития девиантных подростков
Семья - это первый социальный институт в жизни ребенка. Для подростков семья должна осуществлять следующие функции: 1. источник эмоциональной поддержки; 2. носитель властных полномочий и "распорядитель" жизненных благ; 3. при ...

Эмпирическая психология и ее основные направления
Возникновение эмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Д ж. Локка (1632—1704). Эмпирическая психология считала, что психические процессы по своей природе недоступны объективному наблюдению, являющемуся ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru