Категория взаимодействия как теоретико- методологическая основа исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов
По определению А. О. Прохорова, категория "неравновесные состояния" включает в себя подмножество множества всех состояний, проявления которых зависят от уровня психической активности субъекта. Данные состояния актуализируются вследствие личностной значимости ситуаций, их определенного содержания и высокой информационной насыщенности [там же, с.7]. "Неравновесные психические состояния возникают как реакция на различные значимые ситуации жизнедеятельности" [там же, с.36]. Ведущей составляющей неравновесных состояний является эмоциональный компонент [там же, с.36]. Наиболее общей функцией неравновесных состояний является обеспечение процесса самоорганизации системы [там же, с. 131].
Классификация состояний по энергетической шкале произведена автором на основе континуума активации Д. Линдсли и шкалы уровней психической активности В. А. Ганзена. В соответствии с этим были выделены относительно равновесные состояния, состояния повышенной и пониженной психической активности. Неравновесные состояний разного уровня интенсивности обладают специфическими качествами, которые отражены в их структуре, функциях, влиянии на другие психические явления [там же, с.10].
Неравновесные психические состояния обладают рядом специфических характеристик: неустойчивыми параметрами системы являются небольшое число характеристик состояния, описывающих макроструктуру (модальность, длительность, интенсивность), они определяют поведение составляющих частей системы и отношения между ними; в диапазоне от длительных состояний низкой интенсивности к кратковременным состояниям высокой интенсивности возрастает когерентность их структуры [там же, с. 129].
Еще по теме:
Проблема соотношения биологического и социального в психологии
Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии.
Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности две основные п ...
Как анализировать конфликтную ситуацию
Вы можете считать, что умеете правильно анализировать любую конфликтную ситуацию, если можете ответить на следующие вопросы:
1. Есть в вашем коллективе в интересующем вас случае конфликтная ситуация или нет.
Она есть, если некоторое соб ...
Детско-родительские отношения в психологии
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развит ...