Категория взаимодействия как теоретико- методологическая основа исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Категория взаимодействия как теоретико- методологическая основа исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов

Страница 5

По определению А. О. Прохорова, категория "неравновесные состояния" включает в себя подмножество множества всех состояний, проявления которых зависят от уровня психической активности субъекта. Данные состояния актуализируются вследствие личностной значимости ситуаций, их определенного содержания и высокой информационной насыщенности [там же, с.7]. "Неравновесные психические состояния возникают как реакция на различные значимые ситуации жизнедеятельности" [там же, с.36]. Ведущей составляющей неравновесных состояний является эмоциональный компонент [там же, с.36]. Наиболее общей функцией неравновесных состояний является обеспечение процесса самоорганизации системы [там же, с. 131].

Классификация состояний по энергетической шкале произведена автором на основе континуума активации Д. Линдсли и шкалы уровней психической активности В. А. Ганзена. В соответствии с этим были выделены относительно равновесные состояния, состояния повышенной и пониженной психической активности. Неравновесные состояний разного уровня интенсивности обладают специфическими качествами, которые отражены в их структуре, функциях, влиянии на другие психические явления [там же, с.10].

Неравновесные психические состояния обладают рядом специфических характеристик: неустойчивыми параметрами системы являются небольшое число характеристик состояния, описывающих макроструктуру (модальность, длительность, интенсивность), они определяют поведение составляющих частей системы и отношения между ними; в диапазоне от длительных состояний низкой интенсивности к кратковременным состояниям высокой интенсивности возрастает когерентность их структуры [там же, с. 129].

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Основные достижения и закономерности развития ребенка раннего возраста
Н. Аскариной были выделены следующ психофизиолог-е особен-ти: 1. Услов-е рефлексы формир-я сравнит быстро, но закреплен происходит медленно. 2. В течение первых 3х лет быстро повышается работоспособность и быстро наступает утомляемост ...

Психологические особенности групповой деятельности
С точки зрения психологии коллектив есть группа людей, объединяющих свои усилия для выполнения общественно полезной деятельности. Различают несколько этапов становления коллектива из группы людей: - диффузную группу, в которой отношения ...

Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения различных периодов старости
В представленной выше периодизации старости акцент был сделан не столько на хронологическое развитие, сколько на социально-психологическую специфику каждого из выделенных периодов. Ниже основные этапы пожилого и старческого возрастов пред ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru