Категория взаимодействия как теоретико- методологическая основа исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Категория взаимодействия как теоретико- методологическая основа исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов

Страница 4

В настоящей работе мы будем опираться в основном на труды Г. Хакена, которой первым ввел в научный обиход термин "синергетика". Данное обстоятельство обусловлено тем, что в отличие от других исследователей, Г. Хакен серьёзное внимание уделял приложениям своих идей в психологии и других гуманитарных науках.

В частности, рассуждая о применение синергетики в гуманитарных науках, автор отмечает: "Такие синергетические понятия как параметр порядка и подчинение применимы к наукам, которые еще не подвергались математизации, и к наукам, которые никогда не будут математизированы, например, к теории развития науки" [169, с.363].

Отвечая на критику о приложении синергетики в психологии, автор замечает, что принципы синергетики используются повсеместно, странно было бы, если бы они не распространялись на мозг и его психическую деятельность. Исходное положение при исследовании психических процессов автор выразил следующим образом: "Психическая деятельность мозга протекает в соответствии с основными принципами самоорганизации" [170, с.14].

Согласно подходу Г. Хакена, биологические и социальные системы очень сложны и невозможно предложить общий "рецепт" для их анализа. Поэтому необходимо использовать основную идею синергетики: "Искать качественные изменения в макроскопическом масштабе" Г167, с.451.

Г. Хакен в рамках своего подхода сформулировал основные вопросы синергетики: Какие механизмы порождают новые макроскопические структуры? Каким образом описать переходы из одного состояния в другое? [169, с.40]. Для поиска ответов на эти вопросы автор выделяет следующие особенности синергетических систем и "инструменты" их исследования.

1. Сложные системы предназначены для выполнения определенных функций, которые могут быть выполнены только при согласованном взаимодействии составляющих ее частей [166, с. 18].

2. Во всех случаях, представляющих интерес для синергетики, решающую роль играет динамика, поэтому необходимо исследовать пространственно-временную эволюцию системы [169, с.40].

3. К числу отличительных свойств синергетических систем относится их стохастичность, временная эволюция систем зависит от причин, не предсказуемых с абсолютной точностью [там же, с.43].

4. Существенная особенность синергетических систем состоит в том, что ими можно управлять, изменяя действующие на них внешние факторы. Эти внешние факторы называются "управляющими параметрами" [там же, с.42]. Изменяя управляющие параметры можно изучать самоорганизацию системы [167, с.44].

2. Основным инструментом исследования динамических систем являются "параметры порядка", которые определяют поведение компонент системы. Суть параметра порядка заключается в том, что это форма для движения материи, показатель кооперации и абстрактная величина [170, с.41].

Параметр порядка выполняет две функции, с одной стороны он подчиняет себе элементы подсистемы, с другой - те же элементы поддерживают его в неизменном виде [171, с.207].

Поведение параметров порядка можно проиллюстрировать двумя способами: во-первых, соответствующей пространственно-временной моделью, во-вторых, используя точные расчеты [там же, с. 112].

Концепция неравновесных психических состояний. В рамках этого подхода, основанного на идеях синергетики, состояния рассматриваются как функциональные структуры, образующиеся вследствие внесения энергии и информации в систему и обладающие определенным запасом энергии [125, с.11].

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Подростковый возраст
Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психи ...

Способы концентрации внимания учеников
Задайте интересный вопрос, требующий размышлений, покажите картинку, расскажите небольшую историю или прочтите стихотворение, связанное с темой, чтобы завязать дискуссию и заинтересовать тем, о чем пойдет речь на уроке. Попробуйте поигра ...

Детско-родительские отношения в психологии
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развит ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru