Категория взаимодействия как теоретико- методологическая основа исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Категория взаимодействия как теоретико- методологическая основа исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов

Страница 3

Автор выделяет "внешние" и "внутренние" взаимодействия (см. рисунок 1). Внешние связи предполагают переорганизацию структур компонентов посредством внутренних связей. Условием всякого процесса взаимодействия является некоторая неуравновешенность в сложившейся на данный момент системе компонентов. Она может быть вызвана как внешними влияниями, так и процессами внутри компонента. Всякое изменение состояния одного из компонентов приводит к изменению отношений между компонентами, выступая поводом к их взаимодействию.

Рисунок 1 "Внешние" и "внутренние" взаимодействия в системе (Я. А. Пономарев, 1976)

Описанные Я. А. Пономаревым особенности взаимодействия содержат в себе тенденция к развитию системы, поскольку её равновесие никогда не остается статическим, а сохраняется только в динамике. Автор дает определение понятия "развитие" следующим образом: "Развитие - способ существования системы взаимодействующих систем, связанный с перестройкой конкретной системы, с образованием качественно новых временных и пространственных структур" [там же, с.24].

В заключение приведем наиболее общие условия, необходимые для взаимодействия: во-первых, то, что вступает во взаимодействие, должно относиться к определенному структурному уровню: биологическому, психическому, физическому и др. (закон сходства); во-вторых, взаимодействующие структуры не должны быть идентичными, им следует в чем-то различаться, чтобы возникло взаимодействие (закон различия).

В результате выполнения этих условий происходит взаимовлияние, взаимообмен и порождение продукта взаимодействия [10].

Синергетический подход. В синергетике понятие "взаимодействие" играет фундаментальную роль, что отражено в ее определении как науки о взаимодействии [171]. Путь к пониманию сложных систем лежит в открытии законов, на основе которых они организуются, используя свою внутреннюю активность. Процессы, приводящие к возникновению пространственно- временных структур, получили название "самоорганизации" [73, с. 103].

В настоящее время идеи синергетики активно применяются в различных областях психологии. С позиции синергетики исследуются проблемы внутреннего мира человека [180], психических состояний [125], восприятия [11, 167, 168, 170], социальных групп [141] и т.д. Синергетику можно рассматривать как возможную новую парадигму психологической науки [80].

Одна из важнейших задач синергетики — изучение взаимоотношений между бытием и становлением [120, с. 185]. Начальные условия, воплощенные в состоянии системы, ассоциируются с бытием, а законы, управляющие темпоральным развитием системы — со становлением. Бытие и становление должны рассматриваться как два соотнесенных аспекта реальности [там же, с.258] Главная идея синергетики заключается в том, что на этапе становления неравновесность выступает источником порядка: " .Источником порядка является неравновесность. Неравновесность есть то, что порождает "порядок из хаоса" [там же, с.238].

Синергетическое мировидение позволяет по-новому подойти к проблеме эффективного управления развитием сложных систем. Неэффективное управление когнитивной или социальной системой заключается в навязывании системе несвойственной формы организации [79, с.162]. Согласно новому подходу необходимо ориентироваться на собственные законы эволюции и самоорганизации сложных систем. В этой связи С. П. Курдюмов предлагает идею "спектра структур", которая позволяет выявить общие возможности данной системы, определить внутренние тенденции ее развития [там же, с.57].

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Распределение ролей в семье
С точки зрения Г.М.Андреевой для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, како ...

Определение уровня зрелости нервных процессов: теппинг-тест
В диагностической работе мы воспользовались теппинг-тестом О. Черниковой (в модификации А.И. Вайнштейна, В.П. Жура, Л.В. Кармановой). [16, с.355] На листе бумаги воспитателем (психологом) рисуются 6 квадратов. Нумеруются они следующим об ...

Предметная рефлексия
Понимание рефлексии в интеллектуальном аспекте - «выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия» - служит одним из оснований, позволяющих раскрыть представления о психологических механизмах теоретическог ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru