Родительское отношение к ребенку: определение и типы

Материалы » Характер взаимосвязи типа родительского отношения и качества успеваемости ребенка в школе » Родительское отношение к ребенку: определение и типы

Страница 1

Понятийный аппарат для анализа детско-родительских отношений довольно неоднороден: тут родительские установки и отвечающие им разновидности поведения; родительские убеждения; типы родительского отношения; виды отношений «мать — ребенок»; стили воспитания детей; свойства патогенных типов воспитания; разновидности положительного и неверного родительского авторитета; параметры воспитательного процесса; манеры общения, которые предлагаются взрослыми в семье и школе; семейные роли ребенка.

«Родительское отношение» обладает наиболее общим характером, направляя на взаимную связь, на зависимость родителя и ребенка. Это понятие содержит в себе сознательно-избирательное и субъективно-оценочное мнение о ребенке, которое устанавливает признаки восприятия ребенка, схему общения с ним, характер приемов влияния. Зачастую, в структуре родительского отношения отмечают экспансивный, познавательный и поведенческий компоненты. Определения «родительское убеждение» и «родительская установка» применяются практически как синонимы понятия «родительское отношение», иногда отличающиеся степенью осознанности [10].

Характер и степень влияния родителя на ребенка зависит от множества отдельных факторов. Прежде всего, это характеристики родителя как непосредственного субъекта взаимодействия:

1) его пол (противоположный или такой же, как у ребенка);

2) возраст;

3) темпераментальные и характерологические особенности родителя (энергичный, нетерпеливый, несдержанный, диктаторский, толерантный, невнимательный, спокойный и др.);

4) национально-культурная принадлежность (немецкая, европейская, японская, английская и другие модели воспитания);

5) социальное положение (низкие или средние социально – экономические слои, высокопоставленность родителя);

6) профессиональная принадлежность;

7) степень педагогической и общей культуры.

Принимая во внимание взаимность связей в семье, отношения изображают через те роли, какие реализовывает ребенок. По представлению А.С. Спиваковской, роль ребенка четко можно выделить именно в дисгармоничной семье, в которой члены относятся друг к другу стереотипно, нейтрально, годами сберегая замершие, ригидные, далеко не отвечающие реалиям взаимоотношений. Роль представляет собой набор стандартов поведения по отношению к ребенку в семье; это комбинирование чувств, действий, ожиданий, оценок, обращенных к ребенку от взрослых членов семьи» [60].

Наиболее обыденны четыре образа: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» выполняет роль объекта для канализации недовольства супругов, т.е. родителей. «Любимчик» наполняет эмоциональную пустоту в отношениях между супругами, любовь и попечительство к нему излишне утрированы. И, наоборот, при сильной близости супругов друг к другу их ребенок в семье останется только ребенком с очень ограниченными правами. В роли «примирителя» он вынужден исполнять роль взрослого, ликвидировать и регулировать супружеские конфликты, таким образом, занимает основное место в структуре семьи.

Обозначают и прочие роли: ребенок-раб; ребенок-обуза; ребенок как средство в битве с супругом; ребенок - заместитель супруга (с него спрашивают стабильного интереса, опеки, затем чтобы он был вместе с ним и делился своей интимной жизнью); ребенок-любовник (мать настаивает на «связях для двоих», закрепощает ребенка в оковах своей любви) [10].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Проблема развития в психологии. Условия и факторы психического развития ребенка
Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Психическое развитие – это усложнение процессов отражения человеком действительности, таких к ...

Ошибки атрибуции
Искажение при атрибуциях – это неправильное отражение и истолкование психологической реальности – подлинных мотивов и черт объекта, их замена иными, придуманными и несвойственными данной личности чертами и мотивами [10]. «Основная ошибк ...

Организация социально-психологической диагностики
Программное обеспечение социально-психологической диагностики. При разговоре о социально-психологической диагностики следует рассмотреть взаимосвязь понятий, которые в социально-психологической литературе часто употребляются как синонимы ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru