Объект и субъект привязанности
Каждый человек может воспринимать себя объектом и субъектом привязанности. Необходимо различать такие понятия, как модель матери, себя как объекта привязанности, модель себя как субъекта привязанности и модель ребенка о ней как об объекте его привязанности. По относительной выраженности и дифференциации субъект-объектных отношений в контексте теории привязанностей различаются дополнительные и реципрокные (или взаимные) варианты привязанности.
При первом варианте один человек ощущает себя объектом привязанности, принимая любовь и зависимость другого, который является “носителем” и “источником”, т. е. субъектом привязанности.
При втором варианте отношения привязанности являются взаимными, и оба партнера в равной мере являются и ощущают себя объектами и субъектами привязанности. В качестве примера таких взаимных, или реципрокных, отношений обычно приводятся супружеские отношения, в которых оба партнера равноправны. Что касается родительской любви, то она характеризуется дополнительными отношениями привязанности: поскольку мать не нуждается в защите, поддержке и обеспечении своей безопасности со стороны своего ребенка, она чаще всего выступает как объект привязанности, а ребенок — как ее субъект.
Эти виды памяти являются дополнительными системами и играют разную роль в становлении рабочих моделей.
Глубинная память сохраняет образы и образцы поведения, которые постоянно повторяются в ситуациях взаимодействия. Это некоторый обобщенный образ поведения, который складывается на основе повторяющейся последовательности взаимодействий с близким взрослым. Поведенческая схема (наподобие сенсомоторной) обобщает опыт отношений с матерью и закрепляет привычные формы поведения. Например, ребенок, как правило, радуется при звуке шагов матери.
В отличие от глубинной, семантическая память включает обобщенные представления о структуре отношений и о конкретных отношениях с другими людьми, выраженные в вербальной форме. Это может быть информация, полученная от других людей (например, что говорят родители о своем отношении к ребенку и о его поведении), и собственные вербальные умозаключения ребенка. Очевидно, что семантическая память, в отличие от глубинной, существует и работает на уровне сознания.
Это понятие является центральным как для характеристики рабочей модели, так и для описания привязанности в целом. В основе данной характеристики лежит безопасность (или небезопасность), которую обеспечивает (или не обеспечивает) объект привязанности.
Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же они — это жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность к родителям дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.
Установление того или иного типа привязанности влияет на дальнейшее развитие ребёнка, на формирование его личности, а также будущие романтические и сексуальные отношения.
Еще по теме:
Социально-психологические исследования восприятия нового
Нововведения с точки зрения социальной психологии изучает довольно большая группа авторов: Г.М. Андреева, В.И. Антонюк, В.И. Белоусов, В.В. Бессоненко, В.Ф. Галыгин, Ф. Генов, Н.А. Ильина, Г.И. Максимов, Г. Моченов, И. Перлаки, Л.И. Подле ...
Классификация видов психологического тренинга
Для классификации тренинга применяются различные основания: теоретическая ориентация конкретных программ, цели тренинга, уровень психической организации, на котором ожидаются изменения.
Одним из самых очевидных способов классификации явл ...
Комплекс требований к личности тренера по футболу
Профессия тренера как педагога предъявляет к нему следующие группы требований (по Л.С. Шафрановой, Ф.Д. Забугину):
1. к физическим качествам: хорошее, крепкое здоровье, особая выносливость нервно-психической сферы, достаточно звучный вын ...



