Психологическое обеспечение спортивной деятельности

Материалы » Современная психопедагогика и спорт » Психологическое обеспечение спортивной деятельности

Современный уровень развития спорта, а соответственно и уровень спортивных результатов, ставит перед всеми науками, в том числе и перед психологией, ряд проблем, требующих отхода от устоявшихся представлений и стандартных решений. Одной из таких проблем, требующей переосмысления, является проблема психологической подготовки, которая до настоящего времени, в связи с запросом спортивной практики, являлась основной для психологии в спорте.

Впервые проблема психологической подготовки спортсмена была выдвинута в советской психологии спорта в 1956 г. на 1 Всесоюзном совещании по психологии спорта. Естественно, и до этого в учебно-тренировочном процессе использовались отдельные разделы психологической подготовки. Но именно с 1956 г. этот раздел подготовки стал рассматриваться как составной в комплексном педагогическом процессе и получил название психологической подготовки. Психологическая подготовка, введенная для коррекции отдельных элементов психического уклада человека, например: "воспитание воли" в рамках морально-волевой подготовки - к 80-м годам расширила круг исследования проблем. Центр исследований сместился на изучение проблем, связанных с оценкой особенностей личности спортсмена: характера, темперамента, направленности личности, интересов, уровня притязаний в спорте; максимальных возможностей спортсмена, его различных психических качеств, которые непосредственным образом влияют на эффективность спортивной деятельности. С развитием социальной психологии в поле интересов спортивных психологов появились вопросы, связанные с социально-психологическими особенностями личности и спортивной команды (психологический климат; формирование межличностных отношений и т.д.). За последнее время круг интересов сместился на оценку психических состояний спортсмена и их регуляции, а также на разработку средств достижения максимальной или оптимальной психической работоспособности. Это один из наиболее важных практических вопросов, над которым сейчас очень интенсивно работают многие психологии, как в спорте, так и вне спорта. В связи с постоянно увеличивающимися нагрузками ведется работа по обоснованию применяемых средств реабилитации после большой тренировочной нагрузки, ответственных соревнований, напряженного спортивного сезона.

Здесь перечислены не все, но только основные исследования, в результате которых обозначилась роль и поле деятельности психологов в спортивных командах. Стало понятно, что современный спорт достиг такого уровня развития, где физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами, возможностями и резервами психики спортсмена. Чем ответственнее соревнование, тем напряженнее спортивная борьба, тем большее значение приобретает психическое состояние и особенности личности спортсмена. В спорте имеется множество примеров, когда вопреки всем предсказаниям, основанным на оценке физической, технической и тактической подготовленности игроков той или иной спортивной команды, выигрывает относительно слабая команда. Объясняют это как правило, психологическими факторами. Высокий эмоциональный подъем, желание победить, психологический настрой и т.д. - нередко приводят к победе над более сильным соперником, который недооценил противника и вступил в борьбу в состоянии меньшей психологической мобилизованности. В научно-методической литературе (Н.А. Худадов, А.А. Лалаян, А.В. Родионов, Г.Д. Горбунов, В.М. Мельников, И.М. Волков, О.В. Дашкевич, А.В. Алексеев, Ю.А. Коломейцев, С.Д. Неверкович, А.Н. Романин, Н. Стамбулова, Е.Н. Калинин, Г.Б. Горская, Т.А. Королева, А.Я. Корх, Б.Дж. Кретти, Р. Найдиффер, Э. Хан и др.) были проанализированы вопросы, затрагивающие деятельность практического психолога работающего в области спорта и отражающие содержание психологической подготовки. Таким образом, под психологической подготовкой стали понимать процесс практического применения четко определенных средств и методов, направленных на создание психологической готовности спортсмена (Медведев В.В., 1989). Обобщая многочисленные работы В.В. Медведев вносит в содержание психологической подготовленности такие компоненты:

а) свойства личности, т.е. мотивация, притязания, черты характера, темперамента, обеспечивающие высокий уровень работоспособности и стабильные выступления на соревнованиях;

б) психические процессы и функции, способствующие совершенному овладению приемами техники и тактики;

в) стабильные (положительные) психические состояния, проявляемые в трудных условиях тренировки и соревнований.

Еще по теме:

Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа
В истории любой науки, в том числе и психологии, временами настают такие события, которые ведут к пересмотру устоявшихся идей и взглядов. Как правило, смена научной парадигмы представляет собой долгий и сложный процесс, сопровождающийся т ...

Виды речевых нарушений
¶ Фонетическое недоразвитие. ¶ Фонетико – фонематическое недоразвитие ¶ Общее недоразвитие речи (у дошкольников). ¶ Нерезко выраженное общее недоразвитие речи. При разрешении данной проблемы исследователи выделяют разные аспекты: Так ...

Характеристика особенностей личности тренера, влияющих на результативность спортсмена
В конце 60-х годов в Англии была предпринята попытка изучить личность идеального тренера. С помощью 16 PF теста испытуемым предлагалась построить профиль личности тренера, который обладал бы самыми желательными для них личностными чертами ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru