Понятия «инновации», «нововведения», виды, социально-психологические проблемы
Иначе говоря, объект инноватики – нововведение как «клеточка» управляемого развития, целенаправленных изменений, некие «сквозные» элементы различных структур и процессов.
В широком смысле предмет инноватики – нововведения, выступающие как форма управляемого развития. Вместе с тем, отмечается огромное множество изменений, возникающих стихийно, не целенаправленно, наблюдаются непредвиденные следствия из вполне осознанных решений, непредсказуемые события и обстоятельства, складывающиеся помимо нашей воли, не являющиеся нововведениями, то есть не все наше развитие управляемо, не все изменения планируемы.
Но и в управляемом секторе развития не все осуществляется через нововведения. К примеру, постепенное или разовое нарастание одного и того же качества или количества (например, рост численности персонала, укрепление дисциплины, повышение качества продукции) само по себе не есть инновация. Нельзя отнести к ним и ремонт, замену однородного оборудования, перемещение работников. Так что назначение нового руководителя не есть нововведение, но им является, например, учреждение новой должности.
Таким образом, нововведение
есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, поселение, общество etc.) новые, относительно стабильные элементы (А.И. Пригожин, 1995). Последние могут быть чисто материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, то есть предмет нововведения, будь то станок или обряд, форма отчетности или сырье. Нововведение же суть процесс, то есть переход некоторой системы из одного состояния в другое.
«Переход! Вот, собственно говоря, основной предмет инноватики как науки о нововведениях и ее центральная проблема. Но переход здесь включает и перевод, то есть инициируемые и контролируемые изменения. Отсюда не следует, что для нее незначимы цели нововведения, их планирование, финансирование, отношение вокруг них разных ведомств, коллективов, руководителей и исполнителей, подготовка персонала к освоению новшества…» (Пригожий, 1989, с. 29).
По типу новшества нововведения можно разбить на две основные группы: материально-технические и социальные.
К материально-техническим нововведениям относятся:
- техника (оборудование, приборы); технология (производственные процессы); промышленные материалы (сырье и конечный продукт).
Социальные нововведения делятся на:
- экономические (новые материальные стимулы, показатели системы оплаты труда); организационно-управленческие (новые организационные структуры; формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением etc.);
- социально-управленческие, то есть целенаправленные изменения внутриколлективных отношений (выборность бригадиров, мастеров; новые формы гласности, воспитательной работы; создание новых общественных органов etc.);
- правовые (главным образом выступающие как изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве);
- педагогические (методы обучения, воспитания). Иногда экономические, организационные, правовые нововведения объединяются понятием «управленческие».
Считается, что социальные нововведения осуществляются особенно трудно, поскольку неопределенность их параметров и результатов позволяет имитировать требуемые изменения без фактической реализации.
Еще по теме:
Эмоционально–личностные и поведенческие нарушения в детском возрасте
Невротические реакции
- относительно кратковременные аффективные переживания в ответ на действие психотравмирующих факторов. К невротическим реакциям относятся: повышенная возбудимость, капризность или заторможенность в первое время посе ...
Общая характеристика способностей человека
В исследование способностей отечественной психологией внес большой вклад М.Теплов. Кроме того, теория способностей создавалась многими другими отечественными психологами: Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Ананьевым, Крутецким, Голубево ...
Диагностика взаимодействия родителей с детьми
Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и характерис ...