Психолого-педагогические проблемы общения ребенка со сверстниками в старшей группе детского сада

Материалы » Выявление возможностей коррекции общения детей 5–6 лет в условиях детского сада » Психолого-педагогические проблемы общения ребенка со сверстниками в старшей группе детского сада

Страница 1

Решающее значение для изучения общения ребенка с окружающими людьми имеет исследование его мотивационно-потребностной сферы. Длительные наблюдения М.И. Лисиной (1974) позволили установить четыре отличительных признака, по которым можно судить о наличии у ребенка потребности в общении.

Первый признак – внимание и интерес к другому человеку: пристальное рассматривание партнера, прислушивание к его голосу, нередко стремление приблизиться к нему, прикоснуться. Второй признак – эмоциональный отклик на появление другого человека: радость при виде его, удовольствие при наблюдении за его действиями, огорчение при его уходе. Третий признак – желание ребенка привлечь к себе внимание другого человека, продемонстрировать ему себя, инициативность в установлении контактов. Четвертый признак состоит в том, что ребенок добивается выражения партнером отношения к себе, к тому, что он делает. При этом обнаруживается чувствительность к оценке взрослого или сверстника: радуется ей или огорчается, изменяет свое поведение и деятельность в зависимости от этого.

В сфере общения со взрослым выделены четыре ступени в развитии содержания коммуникативной потребности: 1) потребность в доброжелательном внимании; 2) потребность в деловом сотрудничестве; 3) потребность в уважении; 4) потребность в сопереживании (Запорожец, Лисина, 1974). Л.Н. Галигузова (1983) отмечает, что поводы к общению ребенка с окружающими людьми различны: в сверстнике ребенок ищет доброжелательное внимание, во взрослом – помощника в действиях, образец, оценку, тепло и ласку.

Согласно общепсихологической концепции А.Н. Леонтьева (1977) и в ее приложении к коммуникативной сфере (Богуславская, 1974; Рузская, 1974) с потребностями тесно связаны мотивы.

Под мотивами общения понимают те качества партнера, которые, проявляясь в процессе коммуникативной деятельности удовлетворяют потребность в общении.

На основе исследований выделены три категории мотивов общения: личностные, деловые и познавательные (Лисина, 1978). В целом мотивом общения ребенка со сверстником можно считать те качества ровесника, ради которых он вступает в общение с ним.

Попытку выделить мотивы общения со сверстниками можно встретить у В.А. Абраменковой (1981); В.А. Котырло (1979); А.В. Запорожец (1980); Годовикова Д.Б. (1984) и др.

А.А. Рояк, рассматривая трудности мотивационной сферы, определяет ее как особую характеристику ее ведущих потребностей. Она отмечает: «Можно обнаружить случаи, свидетельствующие о наличии отрицательных мотивов общения, о преобладании у ребенка эгоистических потребностей. Особенно ярко такие тенденции проявляются у детей с эгоистическими мотивами».[1]

В определении истинных мотивов большинство авторов придерживается мнения о побуждающих к общению следующих факторах: игровые умения, нравственные достоинства, внешняя привлекательность. Так, Ю.Д. Бабаева (1973) подчеркивает значение таких нравственных качеств, как проявление заботы, взаимопомощь, справедливость; Я.Л. Коломинский (1976) подчеркивает роль интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств; А.А. Рояк (1975) выделяет умение и деловые успехи товарищей; Т.А. Репина (1978) отмечает значение внешней привлекательности; А.В. Запорожец, Т.А. Маркова (1980) важным считают также то удовольствие, которое испытал дошкольник в игре, и проявление ровесником внимания и заботы к другому ребенку.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Как сказать неправду, не раскрыв себя
Проблема с ложью заключается в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас, поэтому наш язык телодвижений выдает нас с головой. Вот почему сразу заметно, когда лгут люди, редко говорящие неправду, независимо от то ...

Нарушение памяти в пожилом возрасте
Наш возраст изменяет воспоминания, хотим мы этого или нет. Примерно с двадцати лет наш мозг начинает сжиматься, теряя примерно два процента веса и объемы за каждые последующие десять лет. В зрелом возрасте, в 27 лет, наша память начинает ...

Особенности профессиональной деятельности специалиста по PR
межличностный коммуникация барьер взаимопонимание Public Relations- весьма богатое понятие. Оно включает в себя: · Все что может улучшить взаимопонимание между организацией и теми с кем эта организация вступает в контакт, как внутри так ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru