Инновативная диспозиционная структура личности как фактор, определяющий отношение к нововведениям

Материалы » Инновативная диспозиционная структура личности как фактор, определяющий отношение к нововведениям

Психологические проблемы инноваций привлекают внимание исследователей, практиков и вообще широкий круг людей, включенных тем или иным образом в современные преобразования общества. В настоящее время проблема инноваций в контексте психологии особенно актуальна и недостаточно разработана.

Утверждением, лежащим в основе данной работы, является положение теории отношений о том, что восприятие событий и явлений определяет поведение и деятельность субъекта. В нашем контексте это означает, что отношение личности к разного рода изменениям активно влияет на восприятие нововведений и реальное участие в их осуществлении. Для определения отношения личности к инновациям использовалась диспозиционная концепция.

Теоретическую базу диспозиционной теории составляют работы по психологии установки Ш. Надирашвили, В.Г. Норакидзе, Д.Н. Узнадзе, Г.М. Андреевой, Г. Олпорта, Л.Г. Асмолова и работы по психологии отношений В.Н. Мясищева.

В самом широком смысле инновация – вновь созданная духовная психическая реальность, существо которой вступает в определенное противоречия с имеющейся традицией. Традиции – устойчивые и значимые компоненты культуры, передаваемые из поколения в поколение, которыми личность овладевает в процессе самореализации. Соотношение традиций и инноваций определяется прочностью традиций и силой инноваций; социокультурными особенностями общества и его развития; характером их взаимодействия (трансформацией традиций при возникновении инновации; их дифференциацией; частичной или полной заменой-отмиранием или вырождением; непрерывностью традиций в результате их обновления etc.) Следует отметить, что стабилизация общественной жизни может происходить за счет именно баланса традиций и инноваций, причем преобладание традиций не служит показателем нормального состояния общества, так как традиции не будут сохраняться без обновления.

Инновация возникает как ответ на внутреннее напряжение, проблему, противоречие в привычном, традиционном укладе жизни, проявляющееся как в окружающей среде, обществе, так и в самом человеке, в среде его ценностей, потребностей, установок etc.

Еще один уровень противоречий в восприятии и осуществлении инноваций – принятие/не принятие личностью инноваций в обществе актуален в условиях коренной ломки общественных структур. Следует подчеркнуть, что отношение личности к инновациям активно влияет на успех становления и принятия общественных и культурных изменений.

Сложность любой инновации как новой духовной реальности обнаруживается и в столкновении интересов с организационными структурами как элементами и носителями стабильности и прочности.

Для развивающегося общества характерно стремление к поиску позитивных инноваций, освоение нового, преодоление хаоса. Отсутствие или недостаточность в обществе позитивных, или приравненных к ним инноваций, может нарушить поступательное развитие общества и стать фактором риска.

Современные социальные процессы протекают крайне быстро и характеризуются тем, что в них самым непосредственным образом участвуют широкие слои населения. Особенно важно для психологии личности, социологии, социальной психологии то, что происходящие инновационные процессы требуют практически от каждого изменения своего отношения к действительности, то есть более или менее крутой ломки стереотипов, формировавшихся на протяжении многих лет.

Крутой перелом при переходе к рыночной экономике, требующий от человека большей индивидуальной инициативы, принятия на себя ответственности за собственные действия встречает немалое сопротивление в сложившихся культурных «моделях» прошлого. Это диктует необходимость определения готовности человека к восприятию социальных изменений и расчета границ возможности его участия в инновациях.

Само понятие «инновация» заимствовано из исследований культурологов XIX века, связанных с введением европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества.

В рамках инноватики и в другой научной литературы термины «инновация», «нововведение», «инновационный процесс» часто употребляются как синонимы. Кроме того, как синонимы могут использоваться понятия «нововведение» и «изменение», то есть нововведение может пониматься расширительно, включая любые управляемые изменения.

Таким образом, понятие «инновация» может иметь более узкое по сравнению с «вновь созданной духовной реальностью» значение: множество изменений, возникающих как стихийно, не целенаправленно, так и инициируемых и контролируемых изменений разного рода, вида, уровня.

Особым образом следует отметить, что социально-психологическая проблематика инноваций частично находит свое отражение в других областях знаний, изучающих нововведения и изменения: культурологии, социологии, инноватике, педагогике etc. Несмотря на то, что психологические проблемы инноваций в этих дисциплинах получили определенное изучение и значение, все же психологическая проблематика остается отрывочной и мало заметной в общем потоке комплексных междисциплинарных проблем реформирования общества, что повышает актуальность выделения социально-психологической тематики в самостоятельное направление.

Актуальность исследования состоит в необходимости выявления основных психологических характеристик отношения людей к нововведениям, которые обуславливают с одной стороны саму их возможность, а с другой – успешность их осуществления в деятельности и в производственных отношениях. Помимо этого, актуальным является и совершенствование методических основ традиционных задач психологических служб и служб управления персоналом на предприятиях. Для них одним из важнейших вопросов являются вопросы детализации портретных характеристик и объективирования психологических механизмов отношений к инновациям. Такая необходимость диктуется тем, что в рамках вопросов ротации и набора кадров задачи, ставящиеся службами, подчинены вопросам обследования

персонала, в особенности, в ситуациях массовых изменений. Вопросы собственно исследовательского

характера не являются вопросами служб, однако являются одним из условий развития их деятельности.

Для описания, объяснения, интерпретации поведения личности в условиях инноваций используется понятие инновативная диспозиционная система личности

как

система общих и особенных предрасположенностей личности к изменениям.

Новизна работы состоит в том, что полученные данные представляют портретные характеристики обобщенных установок отношений к нововведениям (инновациям) с точки зрения теории личностных факторов и общих механизмов контроля личности над собственной жизнью (интернальность – экстернальность).

Предпосылками реформирования электроэнергетики является ряд объективных обстоятельств, зафиксированных ещё в 1990-х годах. В этот период стали проявляться признаки стагнации и кризиса отрасли, обусловленные общим экономическим кризисом. В период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился. Итогом послужило отставание российских энергокомпаний от своих аналогов в развитых странах по показателям технологического обновления и прогресса.

Опуская детали, можно сказать, что одной из основных задач реформирования электроэнергетики является разделение отрасли на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности. В результате будет достигнуто организационное разграничение генерации, передачи, сбыта электрической энергии, диспетчеризации и ремонтной деятельности, а также непрофильных видов деятельности. В ходе инноваций исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: на смену большинства вертикально-интегрированных компаний приходят новые компании целевой структуры отрасли [52].

Наряду с основными этапами достижения целей развития ЕЭНС, отдельной задачей в рамках реформирования стоит вовлечение человеческого ресурса необходимого качества, так как он является основным ресурсом, вовлекаемым в инновационный процесс. В этой связи проводятся запланированные обследования резервных кадров.

Еще по теме:

Межличностные отношения в старшем подростковом возрасте
А.Газел, американский психолог писал: 13 лет – подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе. 14 лет – подросток. Экстраверсия, энергичен ...

Формы проявления агрессии
Следующие четыре типа поведения показывают все разнообразие поведенческой активности живых существ: 1. Агонистическое поведение, связано с конфликтами, которое переадресовывается на себя и проявляется в виде аутоагрессии. ( аутоагрессия ...

Темперамент и способности
Неслучайно психологи, занимающиеся проблемами темперамента, известны также и как исследователи способностей; таковы, например, Л. Тэрстон, Дж. Гилфорд, Б. М. Теплов. Оказывается, что темперамент и способности имеют много общего. Они относя ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru