Понятия «инновации», «нововведения», виды, социально-психологические проблемы
К настоящему времени сложилась целая область науки – инноватика. Внутри самой инноватики появились относительно самостоятельные направления: формирование новшеств; сопротивление нововведениям; диффузия (распространение) новшеств; адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям; инновационные организации; выработка инновационных решений etc.
Далеко не все аспекты теории и практики нововведений освещены в работах отечественных авторов (Пригожий, 1995). Следует подчеркнуть, что особенность возникающих здесь проблем такова, что даже в однотипных, близких по своему общественному строю, культуре обществах довольно много своеобразия в механизмах зарождения и осуществления нововведений, методах управления ими на уровне государства и организаций. Необходимы собственные, отечественные исследования проблем нововведений и путей их решения применительно к современному обществу.
Само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. И только в начале XX века стали изучаться закономерности технических нововведений.
Одно из первых инновационных наблюдений было сделано советским исследователем Н.Д. Кондратьевым в 20-х годах. Он обнаружил существование так называемых «больших циклов», или, как их называют за рубежом, «длинных волн». Такие циклы и волны образуются от каждого базового нововведения и представляют собой множество вторичных, совершенствующих нововведений. На Западе эту идею попытались приспособить к экономическим теориям, в частности обосновать и оправдать циклические кризисы производства. Немецкий экономист Шумпетер увидел здесь возможность ускоренного преодоления очередного спада через активизацию радикальных технико-экономических нововведений. Вскоре была установлена еще одна возможность использования нововведений. Выяснилось, что источником прибыли может стать не только изменение цен или экономия на затратах, но и радикальная смена выпускаемого изделия. Фирмы стали разрабатывать свою «инновационную политику» – динамичную систему продуктивных нововведений, обеспечивающих рынок в соответствии с его конъюнктурой. Можно утверждать, что теории современного маркетинга основываются не столько на ценовом механизме, сколько на инновационном.
В центре внимания зарубежных и отечественных исследователей оказывались различные проблемы, предпринимались попытки построения единой теории инновационного процесса, а именно «от начала до конца», то есть когда этот процесс рассматривается во взаимосвязи всех его стадий: генерации идеи, прикладных разработок, производства, сбыта, эксплуатации. Было замечено, что в целом эффективность инновационного процесса обеспечивается даже не столько результативностью каждой стадии, сколько надежностью «стыков», скоростью перехода от любой предыдущей к последующей.
За рубежом предпринимались попытки выйти на единую теорию инновационного процесса, что, по мнению специалистов по инноватике, требует рассмотрения каждого данного нововведения в контексте с другими. Замечено, что успех одного нововведения готовит почву для успеха последующих, и наоборот, «инновационная боязнь» чаще всего есть следствие неудач с предыдущими нововведениями.
Мир нововведений не сводится только к технологии и технике. Совершенствование управления тоже осуществляется через введение новшеств.
Каждое нововведение в чем-то очень важном похоже на всякое другое, где бы оно ни осуществлялось. Нововведения как организационный механизм, как особая работа присутствуют во многих целенаправленных изменениях. А если сказать точнее, именно из нововведений и состоят подлинные изменения.
Еще по теме:
Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений
состояний и когнитивных процессов
При выделении различных аспектов отношений состояний и когнитивных процессов мы руководствовались теоретическими положениями отельных авторов, результатами экспериментальных исследований, показывающими важную роль той или иной характерист ...
Три элемента родительского отношения по В.И.Гарбузову
Большинство исследований, посвященных типам родительского отношения, выполнялись в двух направлениях - клиническом и аналитическом. В рамках обоих направлений выделяются три элемента родительского отношения: эмоциональный, когнитивный и п ...
Понятие социальной перцепции
В социологической теории раскрыта определенная субординация различных видов общественных отношений, где выделены экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все это в совокупности представляет собой си ...