Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности

Материалы » Роль мотивации достижения в развитиии личности » Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности

Страница 3

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что между мотивацией и свойствами личности, как мы убедились, действительно существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. При этом мотивация, как явление устойчивое, но динамичное, при изменении влечет перемены и в поведенческих актах человека. Следовательно, усиление мотива либо достижения успеха, либо избегания неудач, обуславливает формирование соответствующих свойств личности. Если при доминировании мотивации избегания неудач формируются черты, характеризующие человека как слабого, а при ведущем мотиве достижения успеха – противоположные качества, то создавая условия для доминирования мотивации достижения, можно обеспечить развитие положительных, сильных сторон человека и создать предпосылки для его становления как развитой личности.

Обобщая материал второй главы, мы можем говорить о том, что различия в поведении людей, мотивированных на успех и на удачу, явные, проявляются в отношении к себе, труду и своему делу; можно предположить, что закреплены как особенности личности и, следовательно, накладывают отпечаток на всю деятельность и их очень сложно изменить. Доминирующий мотив достижения успеха характеризует своего обладателя как человека сильного, способного преобразовать окружающую среду, в отличие от людей, стремящихся избежать неудачи, все действия которых направлены именно на это, а не на преодоление трудностей. Мотив достижения успеха способствует формированию адекватной самооценки, развитию волевых качеств, психических процессов, таких как внимание, мышление, воображение. Мотив избегания неудач сопровождается совершенно иными особенностями, которые не имеют выраженного положительного влияния на развитие личности – это робость или, напротив, заносчивость, неуверенность в себе и как следствие боязнь совершения активных действий, страх высказать свое мнение и, соответственно, конформность. Стремление избежать неудачи делает своего обладателя тревожным и останавливает его в случае трудностей, тогда как стремление к успеху заставляет человека двигаться вперед, несмотря на преграды, учит его с ними бороться. Именно это и является тем условием, необходимым для развития личности. Поэтому можно говорить о торможении развития при доминирующем мотиве избегания неудач и активном стремлении к совершенству в случае главенствующего мотива достижения успеха.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского
Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский предложил разделить периоды жизни на кризисы, на которые приходится период наиболее благоприятной реализации какой либо функции или способности. Выяснено, что ребенок при переходе от дошко ...

Различные подходы к диагностике личности с использованием изобразительного искусства
Рассмотрение детских рисунков с точки зрения идей какого-либо одного из направлений не может привести к истинному пониманию природы детского изобразительного творчества; детское рисование невозможно объяснить, исходя исключительно из идей ...

Формы проявления агрессии
Следующие четыре типа поведения показывают все разнообразие поведенческой активности живых существ: 1. Агонистическое поведение, связано с конфликтами, которое переадресовывается на себя и проявляется в виде аутоагрессии. ( аутоагрессия ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru