Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности

Материалы » Роль мотивации достижения в развитиии личности » Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности

Страница 1

Мотивация – это внутренняя детерминация поведения и деятельности. Как движущая сила человеческого поведения она, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: характер, направленность личности, эмоции, деятельность и психические процессы.

Характер – устойчивое свойство личности. По мнению Б.Г. Ананьева, он «выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для данной личности образе действий». Иными словами, давая определение характеру, можно сказать, что это совокупность свойств личности, определяющая типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. Проявления характера зависят от того, каким мотивам и целям служат в конкретном случае эти проявления. Естественно, встает вопрос о том, как актуальные мотивы и цели влияют на характер. Нас же в большей степени и интересует влияние мотивации на особенности характера. Попробуем выявить какие-либо закономерности, отталкиваясь от выделенных Б.М. Тепловым групп черт характера, две из которых непосредственно связаны с мотивацией. Следует начать с группы черт, выражающих отношение к труду и своему делу. Сюда входят активность, добросовестность, ответственность. Это именно те черты, которые проявляются у людей, мотивированных на достижение успеха. Возможно проследить прямопропорциональную зависимость между этими двумя аспектами: чем сильнее у человека мотив достижения, тем ярче проявляются положительные черты отношения человека к труду. Усиление мотива достижения (только до среднего уровня или чуть выше среднего) ведет к развитию инициативности, трудолюбия, стремления преодолевать трудности и достигать успеха во что бы то ни стало. И это становится характерно не для какой-либо сферы деятельности, а для деятельности в целом. То есть, и в новой ситуации человек, мотивированный на успех, будет проявлять настойчивость и искать пути решения проблемы. Конечно, это влияет не только на развитие личностных особенностей, но и влечет за собой развитие высших психических функций, например, мышления, так как его высокий уровень развития является необходимым условием решения нестандартных задач; интерес к подобным заданиям обуславливает поиск незаурядного взгляда на ситуацию, а это всегда ведет к развитию воображения. Человек с развитым воображением обладает способностью рассмотрения проблем с разных сторон, соответственно, повышается вероятность выбора верного решения. Нестандартная задача всегда представляет довольно высокий уровень сложности и решение требует сконцентрированности субъекта на задании – таким образом развивается внимание и возможности его концентрации и рационального распределения. Благодаря этому человек, мотивированный на успех, способен не теряться в непредвиденных обстоятельствах. Получается некий замкнутый круг: мотивация достижения ведет к развитию способностей субъекта, а развитые способности повышают вероятность успеха [12, 19, 20].

Совсем иначе дело обстоит с мотивацией на избегание неудач. Этот тип мотивации не является положительной или эффективной движущей силой. Боязнь неудач приводит к избеганию ответственности, а зачастую и вовсе к уклонению от деятельности. Отсутствие активности влечет за собой торможение буквально всех психических процессов, следовательно – отсутствие прогресса, возможно развитие отрицательных черт характера, например, пасование перед трудностями, преградами, отсутствие сосредоточенности, ригидность. Доминирование мотивации избегания неудач также зачастую приводит к формированию конформного типа поведения. В этом случае человек малоспособен овладеть навыками самостоятельной работы, может действовать только при поддержке окружающих. Вследствие того, что такие люди боятся критики, они не высказывают своего мнения, слепо следуют мнению окружающих, соответственно являются всегда «ведомыми», неспособны противостоять убеждающему воздействию. Особенность людей конформного характера – отсутствие противоречий со своей средой. И как следствие – отсутствие развития, так как, как утверждал А.Н. Леонтьев, именно противоречия, рождающиеся в процессе деятельности, являются движущей силой развития личности.

Преодолеть черты конформизма можно, тренируя волю. Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении. В данном случае мотивация достижения успеха способствует развитию таких волевых качеств личности, к которым можно отнести силу воли, то есть степень необходимого волевого усилия для достижения цели; настойчивость как умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей; выдержку (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность. Это базовые волевые качества, определяющие большинство поведенческих актов. На более высоком уровне мотив достижения успеха не мало важен в развитии волевых качеств, таких как решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. При ведущем мотиве избегания неудач перечисленные качества развиты крайне слабо, что объясняет пассивность субъекта, частые сомнения, боязнь высказаться, робость. Это яркие проявления заниженной самооценки – неуверенность в своих действиях, в их успехе, неуверенность в себе [5; 12].

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Анализ интеллектуального развития Д.Векслера
Давид Векслер [8] сделал весьма значимый шаг в анализе развития интеллекта. Он начал рассматривать его со стороны структурного образования. Интеллект он обозначал, как способность действовать целенаправленно, эффективно осуществлять взаим ...

Общая характеристика подросткового возраста
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто опре ...

Психическое напряжение спортсмена
Психическое напряжение проявляется на тренировке и соревнованиях. Напряжение в тренировочном процессе связано, главным образом, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru